Магаданские вертолётчики пересдают экзамены

magadanskie-vertolyotchiki-peresdayut-ekzameny

10 уголовных дел возбуждено против пилотов вертолётов, которые поднимались в небо по фальшивым документам. По правилам, летчики каждый год должны проходить специальные курсы повышения квалификации. Однако, вместо того, чтобы отправить их на учебу, начальник предпочел попросту купить все необходимые бумаги.

Вот уже несколько дней вертолеты красно-белой расцветки не покидают земли. Сразу десять пилотов магаданского филиала авиакомпании ПАНХ оказались фигурантами уголовных дел. Летать, как выяснилось, они вообще не имели права.

“Предоставили подложные свидетельства об окончании курсов повышения квалификации. Сертификаты прохождения различных курсов – спасения на водах, по перевозке опасных грузов. В результате свидетельства летных специалистов им были продлены сроком на один год”, – рассказывает начальник линейного отдела полиции на транспорте УВМД России по Магаданской области Юрий Жуков.

На официальном сайте компания представляет свои услуги высококачественными и максимально безопасными. Только их магаданские вертолеты, кроме перевозки пассажиров и грузов, выполняли еще десяток видов работ, включая охрану лесов, спасательные операции и аэрофотосъемку.

Именно загруженность пилотов, как считают в полиции, и стала причиной подлога. Вместо того, чтобы отправить сотрудников на учебу, все нужные документы их начальник просто купил.

“Были настоящие свидетельства об окончании курсов, но эти специалисты на этих курсах не присутствовали, нигде их там не видели, не проживали в Красноярске две-три недели, как это положено. И никаких проездных документов у них нет, договорных отношений у этого подразделения авиационного с Красноярским учебным центром тоже не было. А свидетельства были”, – сообщил руководитель Северо-Восточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Александр Бугаков.

Сумма незаконной сделки не раскрывается, но авиакомпания явно сэкономила. Кроме оплаты курсов, пришлось бы потратиться на дорогу, проживание и питание летчиков. А так – поддельные бумаги прислали из Красноярска обычной почтой. Человек, который их оформлял, руководитель авиационно-учебного центра, вот уже несколько месяцев сам находится под следствием.

Скандал с Красноярским авиационным учебным центром разразился еще в ноябре 2012 года. Именно тогда стало известно, что необходимые сертификаты пилоты здесь получали за взятки. Изначально в деле фигурировало 12 эпизодов. Но уже сейчас следователи признаются, что их будет гораздо больше.

Сколько всего фиктивных свидетельств было выдано здесь за последние годы – до сих пор устанавливается. А пока учебные кабинеты закрыты, коридоры пусты, оставшиеся сотрудники стараются избегать общения с журналистами. О дальнейшей судьбе центра можно только гадать. Сертификат на право вести образовательную деятельность аннулирован.

“Проверка проходила во взаимодействии с Генпрокуратурой. И уже в начале марта было принято решение о том, что авиационный центр не может осуществлять свою деятельность, злоупотребления серьезные”, – сообщил руководитель пресс-службы Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Сергей Извольский.

Вот как выглядит подготовка пилотов в другом учебном центре, их в стране не один десяток: несколько дней лекции, работа на тренажерах, тесты. Экипажи российских авиакомпаний обязаны проходить эти курсы каждый год.

“Особенно важно отработать особые условия, особые случаи в полете, которые, дай бог, чтобы никогда не встретились, но если они вдруг происходят, чтобы экипаж был готов своевременно принять грамотные решения и выполнить все, чтобы обеспечить безопасность полетов”, – отметил директор Авиационного учебного центра Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Юрий Михальчевский.

Действия пилотов здесь доводят до автоматизма. Ведь причиной большинства авиакатастроф признан именно человеческий фактор. Часто это паника и неправильные действия в критической ситуации.

Итоги расследования крушения самолета в Перми в 2008-м показали – экипаж был плохо подготовлен. В трагедии под Ярославлем в 2011 году решающую роль также сыграли недостатки в обучении летчиков. В отчете МАК говорится, что они не в полном объеме прошли переподготовку с Як-40 на Як-42. Катастрофы с Ту-204 в аэропорту Внуковов декабре прошлого года пилоты могли избежать, если бы действовали строго по инструкции.

Максимум, что грозит магаданским летчикам за использование подложных документов – полгода ареста. Пока они заново проходят переаттестацию. Вернутся ли снова в небо – решит квалификационная комиссия.