Матрос Гробов: Я угробил 20 душ “из любопытства”

matros-grobov-ya-ugrobil-20-dush-171-iz-lyubopytstva-187

Арестованный матрос Дмитрий Гробов, который нес вахту на подводной лодке во время ЧП, во время следственного эксперимента показал, как он включил систему пожаротушения. Восьмого ноября из-за его действий погибло двадцать человек. Матрос признался, что пожарную систему ЛОХ привел в действие именно он.

– Я сделал это из любопытства, – так объяснил потрясенным следователям мотив своих действий арестант.

Товарищи по экипажу до сих пор отказываются верить в то, что Дима Гробов – спокойный и уравновешенный матрос – мог сотворить такое.

– Это не просто глупость – смертельная глупость, – утверждает главный инженер Амурского судостроительного завода Виктор Мишкин. – Не могу поверить, что такое возможно!

Медики провели освидетельствование подозреваемого матроса и пришли к выводу, что он психически и физически здоров.

Задержан еще один из вахтенных, дежуривших в отсеке в тот день. По предварительной версии, неадекватное поведение матросов, приведшее к ЧП, объясняется тем, что они могли быть нетрезвы. На лодке, которую испытывали судостроители, были большие запасы спирта. И вахтенные – кроме Гробова, их было двое – сообразили на троих. Был задержан еще один вахтенный – Алексей Васильев.

ЭкспертыОдин человек не мог запустить систему лодочной объемной химической (ЛОХ) противопожарной защиты АПЛ «Нерпа» – в этом уверены на Амурском судостроительном заводе.

– Любая автоматическая система на подводной лодке дублируется для управления в ручном режиме, – рассказал Виктор Мишкин. – Теоретически возможно включить ЛОХ вручную, но, поймите, даже подготовленному специалисту понадобится не менее трех минут для этого!

Схема

В каждом отсеке лодки есть пульт управления для включения противопожарной системы в ручном режиме. Подобное дублирование повышает живучесть корабля, ведь если выйдет из строя автоматика, то матрос или офицер в отсеке может сам запустить систему для борьбы с пожаром.

– От каждой станции в отсеке идет трубопровод, – поясняет главный инженер. – На этом трубопроводе стоят клапаны, некоторые из которых открываются автоматически. А для запуска в ручном режиме необходимо открыть 12 клапанов, чтобы система начала функционировать. Я совершенно исключаю возможность случайного запуска системы ЛОХ. Чтобы привести ее в действие, человек должен очень хорошо знать функционирование этой системы. Он должен подготовиться, открыть клапаны в ручном режиме. Это займет у него примерно три минуты. Потом он должен запустить несколько программ – не зная устройство, этого просто не сделать. Понимаете, систему в ручном режиме невозможно запустить нажатием одной кнопки!

УстройствоСистема противопожарной безопасности ЛОХ считается надежной. В каждом отсеке АПЛ «Нерпа» находится двухсотлитровый баллон, заполненный фреоном. Из каждого есть три выхода, контролируемые электромагнитными заслонками и снабженные на конце распылителями. Один выход ведет в отсек, где расположен сам баллон, а два других – в соседние.

Для управления ЛОХ существует центральный пульт системы «Молибден», расположенный во втором отсеке, где оператор или вахтенный принимает решение о том, из каких баллонов и в какие отсеки будет идти фреон, составляет комбинацию команд и завершает выбор поворотом тумблера. В каждом отсеке существует свой пульт управления «Молибден» именно для данного отсека, который управляет потоками фреона из трех баллонов.

Командир отсека или вахтенный принимает решение, вводит комбинацию клавиш, сверяет по ЖК-дисплею выбор и завершает его контрольным рычагом. Но в таком случае все клапаны должны быть открыты вручную. В одиночку человек никак не мог запустить такую систему.

Павел Пуш