Громкие уголовные дела аукаются Ставрополью много лет… Но деньги в бюджет возвращать не спешат.
На Ставрополье возбуждено уголовное дело в отношении бывшего министра имущественных отношений Виктора Мельникова. Обвиняют его в незаконной приватизации аэропорта Минеральных Вод, ущерб оценен в 1 млрд рублей.
Близится к завершению еще одно громкое дело – в отношении крупного строителя Масиса Давтяна. Занижение сортности используемых при дорожном ремонте стройматериалов, по версии следствия, причинило ущерб краевому бюджету на 423 млн рублей.
Белый дом vs. «Народный фронт»
КАВПОЛИТ уже писал, что краевое отделение «Общероссийского народного фронта» и Центр мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» начали проверку фактов, изложенных в ежегодном послании губернатора Владимира Владимирова парламенту. Первый вопрос на повестке дня – это переселение граждан из ветхого жилья, о чем мы рассказали в статье «Ставрополье и пустота».
Выводы «Народного фронта» уже вызвали горячую полемику в соцсетях: провластные блогеры обвинили «фронтовиков» в манипуляции фактами и цифрами. Между тем «Народный фронт» уже сейчас намерен проверить следующий пункт программных заявлений губернатора, которые касаются дорожно-транспортной отрасли Ставрополья.
По словам губернатора, объем ассигнований на дорожное строительство и содержание дорог в 2014 году составил почти 6 млрд рублей. Это немногим больше, чем было годом ранее, однако за счет сокращения внутренних издержек в отрасли удалось объемы текущего строительства и реконструкции увеличить почти в полтора раза (до 39 километров), а объем капитального ремонта – на 17% (396 километров). Субсидии на капремонт дорог выделены 95 муниципалитетам (в 2013 году эта цифра составляла всего 49).
Владимиров напоминает поручение, данное президенту регионам: к 2022 году, невзирая на кризис, объемы дорожного строительства должны быть удвоены. По подсчетам главы края, в ближайшие семь лет, чтобы реализовать эту установку, нужно построить 780 километров автодорог (то есть применительно к Ставрополью темпы вообще предстоит нарастить втрое).
Помимо этого губернатор дал поручение профильному министру транспорта и дорожного строительства Игорю Васильеву – радикально решить проблему с «пробками», а также с дорожно-транспортным травматизмом.
Пойдет ли губернатор под суд?!
Глава края дипломатично не стал вспоминать о скандалах, которые за последнее время (словно бы специально подгадали к посланию Владимирова парламенту) прогремели в транспортной отрасли.
Речь, конечно, о возбуждении Следственным управлением края уголовного дела в отношении бывшего министра имущественных отношений Ставропольского края Виктора Мельникова. Вменяют ему ч.2 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий должностным лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации). Мерой пресечения для Мельникова выбрано обязательство о явке.
Поводом для возбуждения дела стала проверка, проведенная прокуратурой Ставропольского края (материалы имеются в распоряжении КАВПОЛИТа), итоги которой заместитель прокурора Игорь Никишин направил начальнику краевого Следственного управления Сергею Дубровину.
Речь в материалах идет о событиях осени 2012 года, когда проводилась приватизация международного аэропорта в Минеральных Водах. Решение о приватизации принимал лично тогдашний губернатор Валерий Зеренков: своим распоряжением он потребовал провести ее без публичного конкурса, как того требует закон. Причем аэропорта не было даже в «Программе приватизации объектов краевой государственной собственности» на 2012 год, утвержденной правительством края.
100-процентный пакет (741 тысяча штук), находившийся в собственности Ставропольского края, был внесен в уставный капитал вновь создаваемого ОАО «Управляющая компания аэропорта “Минеральные Воды”». Пакет акций составил лишь 30% уставного капитала нового общества, оставшиеся – это средства ООО «Аэроинвест» (зарегистрировано в Москве в ноябре 2011 года), с директором которого Егором Соломатиным Мельников подписал договор.
Кроме того, уставный капитал нового общества был увеличен на 630 млн рублей за счет средств краевого бюджета и трансферта из федерального, направленных на реконструкцию аэровокзального комплекса и закупку спецтехники. Размер причиненного этими действиями ущерба прокуратура Ставропольского края оценила в 1 млрд 40 млн рублей.
Бес попутал подрядчика
История с приватизацией аэропорта не нова – КАВПОЛИТ уже писал о ней в статье «Депутатская шизофрения»: вскоре после ухода с поста губернатора Валерия Зеренкова группа депутатов-единороссов в краевом парламенте потребовала ревизии его работы по управлению имущественным комплексом.
Неоднократно настаивали депутаты краевой думы и на проведении парламентского расследования реконструкции улицы Космонавтов в Ставрополе, которую также затеяли в бытность главой края Валерия Зеренкова. Афера многомиллионная, в итоге вылившаяся в два уголовных дела, фигурантом которых стал учредитель и директор крупной строительной компании «ДМД» Масис Давтян.
Стоимость реконструкции улицы Космонавтов по контракту составила почти 202 млн рублей – это субсидия, выделенная краевому дорожному фонду Москвой. Подрядчика, впрочем, выбрали не на публичном конкурсе (как и в случае с аэропортом: ну любят краевые чиновники тайные договоренности), а на заседании специально созданной при комитете городского хозяйства администрации Ставрополя рабочей группы. Возглавил ее тогдашний руководитель комитета Юрий Голоскоков.
Когда 81 миллион из 202 выделенных были, по документам, освоены, работы застопорились – по иску другого претендента на контракт, фирмы «Ставстроймонтаж». После того как два подрядчика погрязли во взаимных судах, улица Космонавтов осталась недостроенной.
Вскоре лишился должности Юрий Голоскоков, а нового подрядчика для окончания реконструкции улицы Космонавтов администрации Ставрополя пришлось искать аж в Ростовской области.
Когда сядут и VIP-чиновники?!
Подключилась Служба экономической безопасности ФСБ, выяснившая, что в ходе работ на улице Космонавтов могли использоваться заведомо некондиционные стройматериалы (обычная земля вместо песчано-гравийной смеси), паспорта качества были подделаны и занижена толщина дорожного полотна.
Всего в отношении Масиса Давтяна по оперативным материалам, собранным ФСБ, в феврале 2014 года следственной частью Главного следственного управления ГУ МВД по краю было возбуждено два дела. Причем оба – по ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Затем два производства были соединены в одно.
Следователи считают, что при ремонте дорог, путепроводов и мостов в Шпаковском и Кочубеевском районах края (по госконтракту, заключенному с Минтрансом края, в 2013 году проводились фирмой «ДМД») вместо песчано-гравийной смеси также использовалась обычная земля. Общий ущерб от действия подрядчиков ФСБ и МВД предварительно оценили в 341 млн рублей, причем это полная стоимость госконтракта.
Уголовное дело столь масштабное, что о нем рассказал на прошлогодней пресс-конференции лично начальник краевого ГУ МВД, генерал-лейтенант Александр Олдак. Правда, с момента возбуждения «дорожного» дела минуло уже больше года, а новостей о расследовании никаких нет.
Наказаны ли виновные? Вернутся ли в бюджет украденные средства? Все эти вопросы пока остаются без ответа. Неужели, как и в случае с приватизацией минераловодского аэропорта, объективного расследования придется ждать несколько лет? Может, потому, что на одну скамейку с фигурантами упомянутых выше дел никак не хотят садиться VIP-чиновники, без ведома которых хищения таких гигантских масштабов никогда не могли бы произойти…