Морской порт Витино: в чем опасность

morskoj-port-vitino-v-chem-opasnost

Капитан Морского порта Витино Виктор Бородачёв, видимо, ждёт, когда в акватории вверенного ему порта произойдёт авария атомного судна Вольно или невольно, но капитан порта обеспечивает также реальную возможность посадки на мель гружённых нефтепродуктами танкеров типа Aframax.

Морской порт Витино
В силу п.1 ст.11 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ), администрация морского порта обеспечивает безопасность плавания судов в акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту.

В соответствии с ч.1 ст.74 Федерального закона «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ) и Положением о капитане морского порта, функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта.

На основании п.1.1.15. Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий (РД 31.35.10-86) организация технической эксплуатации акватории морского порта возлагается на капитана морского порта.

Осадка судов, принимаемых морским портом, должна определяться в соответствии с указаниями Руководства по назначению объявленной осадки судов в морских портах (РД 31.63.02-83) и ежегодно назначаться администрацией морского порта соответствующим распоряжением.

В нарушение требований данного Руководства, ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» с мая 2010 года не назначает объявленную осадку судов в морском порту Витино и не издаёт соответствующий ненормативный правовой акт.

До настоящего времени на акваторию морского порта Витино не составлены технические паспорта в соответствии с требованием п. 8.2.7. Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий (РД 31.35.10-86).

Комплексные гидрографические работы в акватории морского порта Витино последний раз были выполнены ООО «Петрослав Гидросервис» в 2007 году.

По результатам промеров глубин и обследования рельефа дна в 2007 году, на морские навигационные карты №19044, №19042 и №16022 нанесена минимальная глубина на подходном фарватере: 12,7 метра от НТУ (наинизший теоретический уровень). На морских навигационных картах Белого моря НТУ принят за нуль глубин. От НТУ ведётся отсчёт глубин.

В 2009 году распоряжением капитана морского порта Витино минимальная глубина на подходном фарватере морского порта Витино была уменьшена до 12,6 метра от НТУ.

По результатам комплексных гидрографических работ, выполненных в 2007 году, было установлено, что дно подходного фарватера морского порта Витино подвержено заносимости илом и илистым песком в среднем до 0,25 метра в год.

Регулярные контрольные промеры глубин, с целью определения толщины слоя наносов на дне подходного фарватера морского порта Витино, капитаном порта не производятся.

С 2007 года отсутствуют официальные результаты о проведённых в акватории морского порта Витино каких-либо промерных или тральных работ.

В нарушение п.1.3.12 Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий на подходном фарватере морского порта Витино не установлен мареограф (прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря) с выносным репитером в помещении Инспекции государственного портового контроля или водомерный пост для определения отклонений фактического уровня акватории от нуля глубин.

У рейдового многоточечного причала №3 морского порта Витино морские танкеры грузятся на осадку 12,65 – 12,85 метра и выходят из порта по подходному фарватеру, используя высоту прилива.

Согласно требований Руководства по оперативному определению проходной осадки судов на подходных каналах (фарватерах) к портам (РД 31.63.01-83) для каждого такого морского танкера необходимо рассчитывать проходную осадку.

Капитан морского порта Витино рассчитывает проходную осадку для указанных морских танкеров, но такие расчёты нельзя принимать как достоверные. В расчётах используются данные о минимальных глубинах на подходном фарватере пятилетней давности, без учёта слоя наносов, образовавшихся за данный период на дне фарватера.

Так как на подходном фарватере не установлен мареограф или водомерный пост, капитан порта не имеет сведений о фактическом уровне моря и сгонно-нагонные колебания уровня акватории в расчётах не учитывает.

Методика расчётов, которую использует капитан порта при расчёте проходной осадки, не соответствует принятой в Руководстве по оперативному определению проходной осадки судов на подходных каналах (фарватерах) к портам (РД 31.63.01-83).

Заход в морской порт Витино атомных ледоколов типа «Арктика» капитан порта разрешает без каких-либо ограничений по осадке.

На сайте ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» опубликовано распоряжение капитана морского порта Витино от 08.02.2012 г. №5/12 «О введении ледокольной проводки судов, заходящих в морской порт Витино». Единственное ограничение для атомных ледоколов в этом распоряжении: «без стоянки на внутреннем рейде морского порта Витино».

Атомные ледоколы типа «Арктика» имеют рабочую осадку 10,8 метра. Проходят по подходному фарватеру морского порта Витино до внутреннего рейда и в обратном направлении с целью ледокольной проводки морских танкеров методом лидирования.

Для ледоколов с ядерными энергетическими установками надёжная работа систем охлаждения главных конденсаторов обеспечивается за счёт повышенного запаса воды под килём, устанавливаемого Инструкцией по технической эксплуатации. Для ледоколов типа «Арктика» минимальный разрешённый запас воды под килём при выходе на мелководье составляет 5 (пять) метров!

Для безопасного прохода по подходному фарватеру морского порта Витино атомных ледоколов типа «Арктика», с учётом минимального допустимого запаса воды под килём 5 метров, требуется обеспечить минимальную глубину на фарватере 15,8 метра от НТУ.

Учитывая изложенные обстоятельства, следует полагать, что даже при сизигийном (максимальном) приливе, средняя величина которого составляет 2,5 м, обеспечить безопасный проход по подходному фарватеру атомных ледоколов типа «Арктика» не представляется возможным.

Производить расчёт проходной осадки для атомных ледоколов типа «Арктика», не имея точных данных о сгонно-нагонных колебаниях уровня акватории в связи с отсутствием на подходном фарватере морского порта Витино мареографа или водомерного поста, не имеет смысла.

Про таких чиновников, как капитан порта Витино, в одном из своих произведений Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал: «Чаще всего помпадур и сам хорошенько не знает, в чем состоят его требования, но это незнание, вместо того чтоб ограничить его, делает еще более ненасытным».

Подходной фарватер морского порта Витино является лимитирующим по глубинам для атомных ледоколов типа «Арктика» и танкеров, которые грузятся у третьего причала на осадку 12,65-12,85 м.

Не понятно, почему в Обязательных постановлениях в морском порту Витино об этом важном обстоятельстве даже не упоминается.

В силу п.1 ст.14 Федерального закона « О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 8 ноября 2007 г. №261-ФЗ), Обязательные постановления в морском порту должны отражать особенности определённого морского порта.

Суммируя изложенные выше обстоятельства и факты, следует констатировать, что безопасность плавания морских танкеров с осадкой 12,65 – 12,85 м и атомных ледоколов типа «Арктика» на подходном фарватере морского порта Витино капитаном порта не обеспечивается!