Каковы бы ни были причины гибели “Булгарии”, очевидно одно — на несчастном судне экономили все кому не лень. “МК” удалось поговорить с бывшим рулевым “Булгарии”, а также с супругой одного из членов команды. По их словам, руководитель компании “Агроречтур”, к которой приписана “Булгария”, Светлана Инякина экономила даже на элементарных вещах: ключах, униформе, питании. А команде за 2,5 месяца зарплату выплатили всего один раз. Людей же заставляли выполнять работу сразу за нескольких человек: полную команду в спешном порядке набрать не успели. О запасных деталях не было и речи — на просьбу приобрести запчасти владелица судна и вовсе ответила, что она хочет сделать еще 2—3 рейса, заработать деньги, а потом отдать судно обратно.
— Да ей эта “Булгария” и нужна была, чтобы денег заработать, — в сердцах говорит жена матроса. Свое имя она просила не называть, она все еще надеется, что ее супруг каким-то чудом выжил, тогда ее слова могут ему повредить. Но и держать в себе всё это она тоже не может. — Муж мне рассказывал, что еще перед выходом в рейс на “Булгарии” он подошел к ней с просьбой приобрести необходимые для ремонта детали. Она же ответила: “Какие деньги, мы и так на грани банкротства! Сорвали из-за ремонта два рейса! Все деньги я раздала пассажирам. Вот сделаем еще две поездки, покроем расходы, и я верну судно обратно. Эта посудина нерентабельна”.
Видимо, из-за экономии необходимая на судах такого класса команда была набрана только наполовину. К примеру, вместо шести матросов на судне их было вдвое меньше. Людей заставляли работать за троих.
— Перерабатывали все. Мой муж вместо положенных четырех часов стоял на вахте по шесть — восемь. Естественно, все уставали. Но за переработку ему еще и не платили: команда была в положении рабов. Вот с мая они получили всего одну зарплату. Им всё обещали: вот еще один рейс потерпите, а потом заплачу вам.
Но команда ее словам уже не верила.
Муж мне не раз говорил, что у Инякиной есть ресторан и салон красоты. Вот туда она действительно вкладывала деньги. А “Булгария” просто ее каприз — она набирала команду на короткие рейсы, чтобы денег срубить.
Бывший рулевой вовсе говорит, что за три недели, которые он проработал на судне, официально его так и не оформили. Причем, по словам молодого человека, таких, как он, был не один и не два.
— Я пришел на “Булгарию” 2 июня и проработал там до 22 июня, то есть три недели. И за это время не получил ни копейки, — говорит Иван (имя молодой человек просил изменить). — У меня два диплома — “моторист” и “рулевой”. Поэтому первые две недели работал в машинном отделении, потом уже наверху. При этом у меня не взяли ни трудовую книжку, ни заявление о приеме на работу. А когда я уволился с “Булгарии”, Светлана Григорьевна даже не дала денег на дорогу домой, сказала: добирайся как хочешь, денег нет.
Незадраенные иллюминаторы — вот что, по мнению Ивана, привело к трагедии.
— Еще перед выходом после ремонта из Перми в Казань нас старший проводник предупреждала, что их ни в коем случае нельзя оставлять открытыми. Ведь расстояние от воды до иллюминатора было всего каких-то 30 сантиметров. Вытянув руку по локоть из окна, можно было спокойно сполоснуть кружку. Но как они могли оставить иллюминаторы открытыми, когда в водохранилище были двухметровые волны?! Это же верная гибель! Мы всегда их закрывали. Но в машинном отделении иногда этого не придерживались, ведь там была такая жара.
Иван вспоминает, что даже после ремонта на судне оставались несущественные неисправности.
— Не функционировал топливный насос, из-за чего горючее закачивалось в цистерны с помощью “малышки”. Конечно, это не могло привести к трагедии, но это тоже нарушение, так нельзя выходить в рейсы. Кроме того, не работала система очистки воды. Когда мы стояли на ремонте, ходили с 19-литровыми канистрами на родник по нескольку километров. В рейсы же ездили на колонку, чтобы пассажирам была хоть какая-то питьевая вода.
Тотальная экономия была на всем. Так, экипаж даже заставляли покупать за свой счет экипировку.
— Когда я пришел на должность рулевого, мне сказали, что у нас должна быть парадная форма одежды: черные брюки, белая рубашка. Но у меня с собой была только спортивная одежда, пришлось покупать за свой счет. Спецовку нам тоже не выдали. А за две недели в машинном отделении я износил две пары ботинок.
Говорят, что скупой платит дважды. В этом случае за скупость пришлось заплатить ни в чем не повинным пассажирам.