Мы никогда не узнаем, что случилось с А330 Air France?

my-nikogda-ne-uznaem-chto-sluchilos-s-a330-air-france

Над Атлантическим океаном в понедельник, 1 июня, пропал аэробус A330-200 авиакомпании Air France, совершавший рейс из Рио-де-Жанейро в Париж. На его борту находились 228 человек: 12 членов экипажа и 216 пассажиров, среди них – 7 детей и один грудной младенец. Катастрофа стала самой серьезной в истории Air France и войдет в список наиболее крупных происшествий за всю историю гражданской авиации. ВВС Бразилии и Франции обследуют предположительный район падения аэробуса, но пока безрезультатно.

Рейс AF447 вылетел из Рио 31 мая в 19:00 по местному времени (00:00 по парижскому). Бразильские авиадиспетчеры потеряли связь с аэробусом A330-200 около 03:30 по Парижу, когда самолет находился в 350 километрах от бразильского побережья, в самой середине Атлантики над островами Фернанду-ди-Норонья. По всей видимости, он вошел в зону сильной турбулентности. Тем не менее, в течение часа аэробус оставался на экранах радаров. В 04:14 по Парижу с самолета поступило автоматическое сообщение о повреждении в электрической цепи. В 04:20 A330-200 пропал с экранов радаров. Судя по всему, навсегда.

Некоторое время еще теплилась надежда. По крайней мере, в парижском аэропорту “Шарль-де-Голль”, куда аэробус из Рио-же-Жанейро должен был прибыть в 11:10, вплоть до 13:30 сообщалось, что рейс AF447 задерживается. Между тем еще в 12:30 неназванный источник в авиадиспетчерской службе аэропорта заявил радиостанции Europe 1, что “надежды нет”: к этому времени горючее в баках уже должно было кончиться, и находиться в воздухе A330-200 просто уже не мог. Во втором терминале аэропорта “Шарль-де-Голль”, а также в аэропорту Рио были организованы кризисные штабы. Полиция оградила встречающих от контактов с журналистами.

По горячим следам выдвигались различные версии произошедшего. В частности, утверждалось, что причиной катастрофы могла стать попытка захвата и угона самолета. В пользу этого говорил тот факт, что экипаж не выходил на связь, хотя самолет наблюдался на экранах радаров. Однако министр экологии и развития территорий Жан-Луи Борло, в ведении которого находится авиационный транспорт, официально исключил версию теракта. Позднее вероятной причиной катастрофы представители Air France назвали удар молнии, которая попала в самолет, когда A330-200 проходил грозовой фронт. Судя по всему пока эта версия будет рассматриваться как рабочая.

Между тем, некоторые эксперты не согласны с таким объяснением. В интервью немецкому телеканалу ARD пресс-секретарь Объединения пилотов Йорг Хадверг (Jorg Handwerg) заявил, что такому современному самолету, как A330-200, молния повредить не может. По словам Хадверга, в самолете типа A330-200 существуют три электрические системы, работающие независимо друг от друга, поэтому полное обесточивание борта фактически невозможно. Кроме того, существует аварийная система. Например, на крыле аэробуса установлено специальное устройство, которое в случае необходимости раскладывается и при помощи потока воздуха начинает вырабатывать электричество. Куда большую опасность могла представлять турбулентность в грозовом фронте, заключил эксперт.

Аэробус A330 является новым и довольно распространенным самолетом. Его первый полет состоялся в августе 1997 года. С тех пор Airbus поставил около 600 таких машин. Длина аэробуса составляет 59 метров, размах крыльев – 60,3 метра, скорость 880 километров в час, высота полета – 10700 метров. В салоне A330 установлены 253 посадочных места. Эксплуатация лайнера рассчитана на 11 миллионов часов полета. Каждый самолет оборудован двумя двигателями производства General Electric. Единственная до сегодняшнего дня авария A330, повлекшая человеческие жертвы, произошла в 1994 году в ходе испытаний на заводе Airbus в Тулузе, когда специалисты проверяли сценарий отказа двигателя при взлете. Еще один инцидент произошел в 2001 году с A330 авиакомпании Air Transat, но обошелся без жертв.

Мог ли в данном случае сыграть свою роль человеческий фактор? Ничего нельзя исключать, однако Air France поспешила обнародовать сведения о командире экипажа и двух других пилотах. Эти данные свидетельствуют о том, что за штурвалом находились опытные летчики. Командир налетал 11 тысяч часов, из них 1100 на А330. Первый помощник налетал 6600 часов (1900 на А330), второй – 3000 часов (220 на А330). Что касается возраста и технического состояния самолета, то и здесь ничто не указывает на высокую вероятность технической неисправности. Пропавший над Атлантикой A330-200 был принят в эксплуатацию 18 апреля 2005 года. За это время машина провела в воздухе 18 тысяч 870 часов. Последний подробный осмотр службой технического наземного обеспечения был проведен 16 апреля.

Впрочем, не факт, что кто-нибудь когда-нибудь вообще узнает, что произошло с рейсом AF447. ВВС Бразилии проводят поисковую операцию в зоне предположительного падения самолета. Сообщается, что из Дакара, где расположена одна из крупнейших французский военных баз, для обследования Атлантики и поиска следов A330-200 вылетел патрульный самолет ВМС Breguet Atlantique. Как долго будут длиться поиски, неизвестно. А удастся ли найти на поверхности Атлантики обломки самолета, куски пластиковой обшивки салона или еще что-нибудь, что не потонуло, остается только гадать.