Все 52 пассажира с российского научного судна “Академик Шокальский”, которое больше недели назад оказалось заблокировано антарктическими льдами, были эвакуированы вертолетом и доставлены на австралийский ледокол “Аврора Австралис”.
Российский экипаж из 22 человек остается на борту “Академика Шокальского” и будет ждать вызволения судна из ледового плена.
На борту “Шокальского” было 74 человека: австралийско-новозеландская антарктическая экспедиция и 22 россиянина-члена экипажа.
Эвакуация пассажиров началась в четверг после многочисленных задержек.
Вертолет с китайского ледокола “Снежный дракон” доставлял их группами по 10-12 человек на плавучую льдину рядом с “Авророй Австралис”, а затем их перевозили на само судно.
Примерно через четыре часа после начала эвакуации Австралийское управление морской безопасности (AMSA) сообщило о ее успешном завершении.
“Мы добрались до “Авроры Австралис” целыми и невредимыми. Большое спасибо китайцам и австралийцам за огромный труд!” – написал в Twitter руководитель научной экспедиции на борту “Академика Шокальского” Крис Терни.
Решение об эвакуации людей с “Шокальского” было принято после того, как к нему из-за мощных льдов не смогли пробиться китайский ледокол “Снежный дракон” и австралийский “Аврора Австралис”.
“Академик Шокальский” был заблокирован у берегов Антарктиды 24 декабря. Судно принадлежит Дальневосточному региональному научно-исследовательскому гидрометеорологическому институту (ДВНИГМИ).
Недели ожидания
ак передает корреспондент Би-би-си Эндрю Лак-Бейкер, который находился на борту “Академика Шокальского”, российская команда судна может провести на его борту много недель в ожидании ослабления ледового панциря.
Возможно, в этот район будут направлены два больших ледокола, передает наш корреспондент.
Сложные метеоусловия сильно затруднили эвакуацию участников экспедиции с “Академика Шокальского”.
Сначала предполагалось, что вертолет будет доставлять пассажиров с “Академика Шокальского” на борт “Снежного дракона”, к которому подойдет баржа с “Авроры Австралис” и заберет эвакуированных.
Однако затем Австралийское управление морской безопасности передало, что из-за плохого состояния льда баржа с австралийского судна не может дойти до китайского ледокола, из-за чего операцию по эвакуации пришлось в очередной раз отложить.
Вариант прямой эвакуации на “Аврору Австралис”, по словам представителей AMSA, был исключен, поскольку вертолет не мог приземлиться ни на судно, ни на ледяной покров рядом с ним.
В результате было принято решение доставлять эвакуированных на плавучую льдину рядом с “Авророй Австралис”.
Сигнал бедствия
“Академик Шокальский” пытался повторить маршрут, которым столетие назад прошел австралийский естествоиспытатель Дуглас Моусон.
Накануне Рождества погода резко ухудшилась: началась метель, ветер усилился до 70 километров в час.
В результате исследовательское судно оказалось затерто мощными льдами и вдобавок ко всему получило повреждение обшивки.
Это произошло в море Дюрвиля в полутора тысячах морских миль (2700 километров) от Хобарта, столицы австралийского штата Тасмания.
25 декабря был подан сигнал бедствия, после чего Австралийское управление морской безопасности направило на помощь полярникам три ледокола – австралийский “Аврора Австралис”, французский “Астролябия” и китайский “Снежный дракон”.