На трассе, спешно построенной к саммиту АТЭС Во Владивостоке за 29 миллиардов рублей, после воскресного оползня произошло два новых. В ночь на вторник в районе улицы Добровольского произошло сползание грунта в придорожный кювет, еще одно сползание отмечено в районе улицы Маковского, сообщается на сайте администрации Приморья. Как объясняют власти, разрушение вызвано тайфуном “Санба”, который принес во Владивосток самый высокий уровень осадков за год.
По словам и.о. директора департамента дорожного хозяйства края Игоря Петеримова, дорожное покрытие не пострадало, движение транспорта планируется возобновить до конца дня. Сейчас участок от улицы Маяковского до бухты Патрокл закрыт, машины отправляют в объезд. Подрядная организация, занимавшаяся строительством трассы, вывозит грунт. К 11 утра вторника по местному времени было вывезено свыше 500 кубометров.
По распоряжению губернатора края Владимира Миклушевского создана специальная комиссия по расследованию причин первого оползня, повредившего подпорную стенку газопровода. Также по данному факту прокуратура Приморья и краевое СУСК России начали проверки, сообщает РИА “Новости”.
Новая дорога, спешно построенная к международному форуму в режиме жесткой экономии и в обход Генплана города, во второй раз стала причиной громкого скандала. Оползень габионов (каркасов из металлической сетки, заполненных щебнем, галькой или камнями), которыми был укреплен склон от трассы к морю, произошел 12 июня на другом участке трассы. Ущерб составил 1,8 миллиона рублей, восстановление подпорной стены для построившей ее компании – ЗАО “Тихоокеанская мостостроительная компания” (ТМК) – обошлось в 30 миллионов, пишет “Независимая газета.
Причем издание подчеркивает, что если в июне причиной оползня стали затяжные дожди, то теперь сослаться на непогоду не удастся. Тайфун “Санба”, как пишет “НГ”, обрушился на Владивосток уже после аварии. Действительно, сильные дожди на юге края начались лишь в понедельник утром, а к вечеру ветер во Владивостоке усилился до 18 метров в секунду, порывы достигали около 25 метров в секунду, передает РИА “Новости”.
Приморский онлайн-телеканал Prim.TV заснял участок дороги после воскресного оползня. Это видео без комментариев.
Видео с журналистским комментарием есть на сайте Общественного телевидения Приморья.
Как именно строилась трасса, не знают даже опытные эксперты
Большинство вопросов – к строителям и заказчикам. Но, как отмечает PrimaMedia, о принципах и ходе строительства трассы в Приморье не знают даже опытные эксперты. Заслуженный геолог России Николай Шкабарня сказал агентству, что назвать причины оползней на трассе можно. Но для этого необходимо изучить отчеты проектировщиков о проведении инженерно-геологических работ. Вот только в свободном доступе таких документов давно нет.
По его словам, в СССР было очень хорошо организовано накопление такого материала. Все организации, которые проводили работы на земле в Приморском крае – местные, региональные, союзные, должны были сдавать свои отчеты в территориальный геологический фонд. Сохранялись любые материалы, даже если строились небольшие сооружения. Тогда активно проводились исследования, экспедиции, которые входили в состав ПГО “Приморгеология”. Была во Владивостоке и сейсмическая станция от института физии Земли, которая фиксировала сейсмическую активность в городе.
Сейчас отчеты о проведении инженерно-геологических работ составляются и их отдают заказчикам, но не отдают в геологические фонды, поэтому с ними не могут ознакомиться независимые эксперты, сетует профессор Дальневосточного федерального университета.
“В Приморье очень непростые инженерно-геологические условия. Именно поэтому здесь нужно проводить квалифицированную экспертизу или же приглашать квалифицированного специалиста. Зачастую же, подобные экспертизы проводят по методикам, которые больше подходят для рельефа западной части России”, – говорит он.
Похожую версию о причинах предыдущего обрушения участка трассы в районе ул. Космонавтов выдвинул и другой специалист в этой области директор Дальневосточного института экономики и развития строительной отрасли и ЖКХ, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов Сергей Садовой. По мнению эксперта, причину обрушения насыпи, по которой была проложены дорога Седанка – Патрокл следует искать не в плохой работе строителей или проектировщиков, а в отсутствии точных данных о состоянии грунта на этом участке.
Сильнейший тайфун за 20 лет
Тайфун, сформировавшийся у берегов Филиппин 10 сентября, стал 16-м в этом сезоне на северо-западе Тихого океана. По данным центра слежения и прогнозирования тайфунов в Токио, максимальная скорость ветра в центре “Санбы” составляла 50 метров в секунду, с порывами до 70 метров в секунду. “Санба” находится на грани превращения в супертайфун – в этот класс тайфуны переходят, когда максимальная скорость ветра в них превышает 50 метров в секунду.
За сутки стихия обрушила на Приморский край месячную норму осадков, наиболее сильные дожди прошли в Лазовском, Ольгинском и Дальнегорском районах, сообщила во вторник главный синоптик Примгидромета Елена Гриднева. Во Владивостоке за понедельник выпал 21 миллиметр осадков, а ночью – еще 87 миллиметров.
Гриднева отметила, что приход такого мощного вихря на юг Приморья во второй половине сентября – редкость. “Такое фиксировалось лишь в 80-х годах прошлого века. В 2000-м году также приходил тайфун, но он не был таким сильным”, – приводит ее слова “Интерфакс”.
По словам первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Приморскому краю Олега Шеховцева, МЧС было готово к приходу тайфуна, поэтому спасатели не допустили серьезных происшествий. “Сложная ситуация остается в Лазовском районе, где из-за перехлеста воды через дорогу существует ограничение движения легковых автомобилей и автобусов. Свободный проезд есть только для большегрузов”, – сообщил он и уточнил, что это единственная дорога в крае, на которой из-за подтопления существуют ограничения движения.
В краевом оперативном штабе по ликвидации последствий стихии сообщили, что сильный дождь вызвал подъем уровня воды от 1 до 1,5 метров в верховьях Уссури, Арсеньевки, Илистой, Раздольной. В нижнем течении этих рек паводок ожидается через 2-5 суток, сообщает ИТАР-ТАСС. Также зафиксирован подъем воды в реках Лазовского и Ольгинского районов, без ущерба населенным пунктам и объектам экономики.
В минувшие сутки сильный ветер стал причиной обрыва электропроводов. Большинство аварий устранялись оперативно в течение нескольких часов.
По информации РБК, в результате проливных дождей во Владивостоке подтоплено 10 улиц. Подтопление наблюдается в районе стадиона “Строитель”, на улицах Магнитогорская, Русская, Спортивная, Толстого, Калинина (около торгового центра “Зеленый остров”), Пограничная (у стадиона “Динамо”), в тупике Шевченко, на проспекте Красного Знамени, Луговой площади и возле фабрики “Заря”.
Штормовой ветер и ливень оставили город без паромного сообщения. Все рейсы на островные территории отменены. Местным жителям рекомендовано воздержаться от поездок на личном автотранспорте без необходимости.
Местные синоптики сообщают, что сейчас центр тайфуна находится над Владивостоком, но уже смещается на север. Во второй половине дня погода в городе улучшится. Дожди будут небольшие. А после ухода “Санба” в крае на длительное время установится хорошая погода.