Деньги немецкому правительству придется вернуть, штат сократить, а, возможно, и закрыть несколько заводов Opel. После отказа американской General Motors от продажи немецкого автопроизводителя российско-канадскому консорциуму рабочие Opel бастуют, власти Германии в недоумении.
Что называется – почувствуйте разницу. Новость из штаб квартиры General Motors об отмене продажи Opel на европейской бирже встречают грустным падением котировок GM Liquidation – в переводе “Компании по ликвидации GM”. Она сейчас торгуется вместо банкрота.
Инвесторы, клиенты Opel, главы компаний и даже члены правительств говорят, что огорошены решением General Motors. Но все шесть месяцев переговоров американский банкрот давал понять: так просто выпускать из рук европейскую компанию он не намерен. Переговоры затягивались.
Сначала упорная борьба за Opel между Magna и FIAT. Итальянцы не скрывали, что готовы конкурировать с GM даже на внутреннем рынке, начав наступление на Chrysler. FIAT сошел с дистанции.
Затем из канадской Magna и Сбербанка вытягивали уступки: GM не хотел терять контроль, оставив у себя самый крупный пакет акций. Итоговое подписание сделки на 500 миллионов евро только в октябре анонсировалось трижды.
В итоге, услышав, что 10 тысяч будут уволены, рабочие считают себя обманутыми. Ведь они были готовы отказаться от части своей зарплаты ради спасения компании, сэкономив свыше 260 миллионов евро. Но теряя работу, они, видимо, лишились и поддержки правительства. 4,5 миллиарда евро госпомощи теперь выплачены не будут.
“Мы уже не знаем, что теперь и думать. Мы считали, что находимся на финишной прямой перед Magna. И тут снова GM. Опять нужно садиться за стол переговоров. Что будет у нас в будущем? Понятия не имею, что случится дальше”, – говорит член профсоюза ACV Диллен Вернер.
“Решение General Motors отказаться от продажи Opel концерну Magna и Сбербанку не наносит ущерба российским интересам. Но мы были готовы поддержать реализацию этого проекта, – заявил глава правительства Владимир Путин. – Ситуация вокруг Opel – это урок для нас. И теперь Россия будет учитывать такой стиль взаимоотношений с партнерами в будущем”.
В России еще недавно покупку называли “частью стратегического плана развития промышленности”. А со стороны Сбербанка строились прогнозы, что производство Opel может прописаться на “ГАЗе” и “АвтоВАЗе”. В обмен на полмиллиарда евро страна получала технологии. Но теперь вице-премьер Александр Жуков, заявляет, что у российского автопрома достаточно проблем и без Opel. А канадская Magna якобы с пониманием встречает решение GM.
Сокращать ли штат или вообще закрыть европейские заводы, GM официально еще не определился. Решение будет в ближайшее время. Известно, что на переделку компании Opel в плане потратить порядка 3 миллиардов евро. На полтора миллиарда меньше заявленной суммы от Magna, Сбербанка и германского правительства. Масштабных сокращений, видимо, не избежать.
Интересно, что такой метод работы – на фоне волны возмущений – ряд экспертов считает необходимым: Opel останется на плаву, а Европа избавится от лишних производственных мощностей. Тем более, что условия американской господдержки запрещают GM субсидировать убыточные предприятия за рубежом. То есть GM спасает больше не Opel, а себя.