Расправа над христианами-коптами в каирском храме воскресным вечером, скорее всего, дело рук радикальных исламистов. Бандиты расстреляли свадьбу, убит ребенок и двое взрослых. Правда ли, что после суда над экс-президентом Мурси его сторонники «Братья-мусульмане» усилят террор против египетских христиан? — спросила наша Компания у востоковеда, профессора МГИМО Марины Сапроновой.
«Вполне возможно инцидент, который произошел на коптской свадьбе, рассматривать как своего рода форму борьбы „Братьев-мусульман“ с государством, которая серьезно активизировалось в августе этого года, когда стало понятно, что военные власти одерживают победу над исламистским движением в Египте. И в том числе над его радикальными группами. Когда в августе этого года был окончательно разогнан лагерь сторонников свергнутого президента Мухаммеда Мурси в Каире. А после этого судебным решением „Братья-мусульмане“ были исключены из политического процесса. Вот с этого момента начинается активизация протестного движения, которое в том числе, как мне представляется, принимает и такого рода формы, как террористические акты, направленные на коптов.
С другой стороны, можно эту ситуацию рассматривать и как попытку в очередной раз дестабилизировать политическую ситуацию в Египте, которая вроде бы только-только начинает налаживаться. И видимо те, кто проводит такого рода акции в отношении коптов, ждут со стороны коптов неких ответных действий — для того, чтобы начался процесс дестабилизации. И в этой связи нельзя, конечно, исключать роли „Аль-Каиды“. Потому что по некоторым сообщениям мы знаем, что над одной из коптских церквей был поднят флаг „Аль-Каиды“, группировки которой активно действуют на Синайском полуострове.
Копты — это автохтонное население Египта. Это те жители Египта, которые проживали на этих территориях до арабских завоеваний. Это христиане. Они существуют как самостоятельная церковь в Египте, со своим собственным патриархом. А в 1922-м году, когда Египет получил формальную независимость, копты принимали самое непосредственное участие в написании первой конституции, которая предоставила всем гражданам права и свободы, в том числе и право на занятие всех государственных должностей. А временная конституция 1956-го года провозглашает ислам государственной религией. Начинается процесс исламизации, который вызывает определенную реакцию со стороны коптов. Другое дело, что этот процесс исламизации несколько сдерживается все-таки светским характером государства.
В 1970-м году, когда к власти приходит Анвар Садат, новый президент Египта, копты оказываются поставленными в принципиально новую ситуацию. Потому что Анвар Садат начинает ревизию наследия Гамаля Абделя Насера. И в этом процессе основную ставку делает на исламистов в борьбе с „насаристами“ и с другими левыми и либеральными течениями. Поэтому, начиная с 70-ых годов, из египетских тюрем выходят все активисты „Братьев-мусульм ан“, которые находились в тюрьмах в период правления предыдущего президента.
А уже в начале 80-ых годов, когда к власти в Египте приходит Хосни Мубарак, процесс напряженных отношений во многих частях Египта выливается в откровенное, достаточно крупное противостояние между мусульманами и коптами. Хосни Мубарак прилагал большое количество усилий, в этом смысле стоит отдать ему должное, для того, чтобы стабилизировать ситуацию. Но сделать это было уже достаточно сложно.
Если рассматривать процесс взаимоотношений мусульман и коптов на протяжении последних десятилетий, конечно, определенного рода ситуации могут еще повторяться. Но мне кажется, очень многое здесь будет зависеть от того, насколько быстро египетские власти смогут принять новую египетскую конституцию. И как египетская конституция пропишет характер египетского государства.
Соответственно, каков будет статус коптской общины. Будут ли они иметь представительств о в органах государственной власти? Как будет по конституции решаться вопрос многоконфессиона льного характера египетского государства? Вот это, конечно, очень важно. С учетом того, что комиссию, которая пишет сейчас конституцию, возглавляет Амар Муса, который считается один из лидеров либерального фронта, можно надеяться на то, что Египет будет светским государством. И тогда в мусульмано-коптс ких отношениях, возможно, начнется процесс стабилизации».