Завершился второй из четырех этапов операции по подъему теплохода “Булгария” со дна Куйбышевского водохранилища. Если не помешает погода, сам подъем начнут 20 июля в 5 утра. Тем временем объявлено, что нашлись 6 из 15 человек, которых считали пропавшими без вести. Состоялся допрос капитана одного из двух судов, которые, по данным следствия, прошли мимо тонущих людей с “Булгарии”.
Яркое солнце, и полный штиль – такой погоды спасатели очень ждали. Сильные порывы ветра, гроза и ливень накрыли Волгу накануне вечером. Непогода осложнила работы по подготовке затонувшего судна к подъему. Новые препятствия возникают постоянно.
Баржи поставили по периметру от затонувшей “Булгарии”, чтобы высокие волны не мешали спасателям и водолазам. Видно три крана. Два из них удерживают “Булгарию” на стольных тросах. Третий поднимает грунт со дна. Этот грунт мешал выровнять “Булгарию”. Издалека кажется, что ничего не происходит. Но это обманчивое впечатление. Некоторые детали можно разглядеть в бинокль.
Видно, что стальные тросы в натянутом состоянии. Теплоход уже оторвали ото дна. Рядом несколько лодок, это специалисты, которые контролируют ситуацию и водолазы. Они же координировали работы по подъему грунта. Специальный кран для этого работал без остановки 7 часов. Ковш опускался в воду раз в 8 минут.
Чтобы поставить теплоход на ровный киль, ушли не одни сутки. Корпус “Булгарии” сильно затянуло илом. Это еще одна неприятная неожиданность. Но и с ней удалось справиться. Теперь следующий этап. После выравнивания под теплоход начали заводить так называемые “полотенца” – гибкие широкие листы металла, с помощью которых и поднимут “Булгарию”. Всего их будет 4. Затем водолазы должны задраить иллюминаторы. Когда теплоход вытащат на поверхность до уровня главной палубы, из него начнут откачивать воду, чтобы уменьшить вес. Однако точных сроков никто не называет.
“Булгарию” отбуксируют на ремонтную базу имени Куйбышева. Она в нескольких километрах от места крушения судна. Здесь уже все готово к приему теплохода. “Булгарию” поставят в один из этих доков. И сразу же эксперты начнут тщательно обследовать корпус и внутренние помещения судна. Им предстоит установить причину крушения.
Расследование трагедии одновременно ведется в нескольких регионах. 19 июля в Нижнем Новгороде возбудили уголовное дело в отношении капитана сухогруза “Арбат”. “Поводом для возбуждения уголовного дела явился тот факт, что примерно в то же время после крушения теплохода “Булгария” рядом с местом крушения проходил сухогруз “Арбат”; капитан данного сухогруза никак не мог не видеть людей, терпящих бедствие, и он имел право и имел возможность без особой опасности для своего судна и экипажа судна оказать помощь людям, терпящим бедствие, в то же время он эти действия не произвел”, – сообщили в Приволжской транспортной прокуратуре.
Еще одно судно, проходившее рядом с местом крушения “Булгарии”, это “Дунайский-66”. “В Казань по поручению следствия был доставлен из Волгограда капитан судна “Дунайский-66” Александр Егоров, он был допрошен в качестве подозреваемого по уголовному делу о неоказании помощи пассажирам теплохода “Булгария”, – рассказал официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. – На время следствия в отношении него следствием избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. На период расследования Егорову запрещено покидать пределы города Казани”.
В Татарстане продолжают уточнять список пассажиров последнего рейса “Булгарии”. Из 208 человек 15 числятся без вести пропавшими. После того как полицейские обошли семьи каждого из них, выяснилось: 6 из тех, кого считали пропавшими, живы. Они отказались от круиза в последний момент. Но на теплоходе могли быть и незарегистрированные пассажиры. Продолжают допрашивать и выживших членов команды. После этого будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. По словам министра внутренних дел Татарстана Асгата Сафарова, необходимо “разобраться” с тем, кто набрал “деквалифицированную команду” на теплоход “Булгария”. “У многих, кстати говоря, навигация эта была в первый раз в жизни, и с этим вопросом надо разбираться, кто же набирал вот эту, значит, деквалифицированную команду; вот этот человек, конечно, должен ответить”, – сказал Сафаров.
На Куйбышевском водохранилище начали установку боновых заграждений. Их длина более километра. Катером их отбуксируют к затонувшей “Булгарии”. При подъеме теплохода со дна такое специальное ограждение не даст растечься топливу, которого в баках “Булгарии” около 1,5 тонн. Здесь же круглосуточно работают и экологии. Несколько раз в день они берут пробы воды на содержание в ней нефтепродуктов. Превышение допустимых норм зафиксировано лишь однажды, и то ненамного. Никаких прогнозов руководители операции по подъему “Булгарии” не делают. Все может измениться в любую минуту. На берегу Волги внимательно следят за прогнозом синоптиков. Вечером вновь обещают ухудшение погоды.