Всякий приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу Вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне. Почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое».
(Евангелие от Луки гл. 6 стих 46)
С высоты полёта суперлайнера Амур можно сравнить с разлитой небрежным ребёнком-великаном чернильницей, тёмно-синие ручейки от которой растеклись широко и далеко, на сколько хватает глаза. Река разгулялась не на шутку, затопив своими водами не только равнины, поля и леса, но и дома, дороги. Под водой оказались и целые населённые пункты. До сих пор не до конца ясна природа этого мощного наводнения …
Столица Русского Дальневосточья Хабаровск – город контрастов. В нём непринуждённо сочетаются кичливые небоскрёбы и… жалкие бараки; город занимает одно из первых мест в регионе по стоимости жилья, дороговизне услуг ЖКХ, ценам на продукты и… количеству личного автотранспорта; здесь продают на рынках свои виноград и арбузы и… завозной китайский картофель. В крае остро стоит проблема оттока населения и… идёт бурное жилищное строительство. А ещё сочетаются жаркое, душное лето и холодные стылые зимы. Дополнили мои ощущение неполноты, двойственности столицы края два величественных, красивых собора, оказавшихся практически пустыми внутри…
Растянувшийся вдоль Амура на 70 с лишним километров, Хабаровск к моему прилету уже попрятал за возведённые заборы и щиты, нанесённые ему наводнением раны. Вода, потрепав столичный город, ринулась вниз по течению. Отправился вслед за большой водой и я.
Городу Юности, как любили называть Комсомольск-на-Амуре в советское время, досталось больше и следы наводнения здесь видны на каждом шагу. Люди, пересаживающиеся из иномарок в лодки, чтоб добраться до дома; пешеходы в болотных сапогах; работающие в нескольких местах города мощные помпы и насосы – в некоторых районах города вода стоит до сих пор. Отозвался на наводнение и шустрый бизнес: в продажу в обувные магазины и на рынки города поступили резиновые сапоги, на которых отмечен уровень воды.
А ещё о произошедшей катастрофе говорит тяжёлый фекальный запах – во время наводнения вода в город шла не только из разбушевавшейся реки, но и из канализационных люков. Эта вонь, словно запах беды – образ тления всего мирского – того, ради чего многие люди живут и что в конечном итоге пойдёт прахом: пропадёт, сгинет, погибнет, оставив в лучшем случае жалкую горсточку пепла. К этому образу я невольно не раз возвращался за время своей командировки.
Нельзя сказать, чтобы для Хабаровского края наводнение было неожиданностью. Его ждали, к нему готовились. Отчего же такие последствия?
Многие жители привычно виноватят власти. Да, безусловно, были с их стороны, особенно местных чиновников, халатность и медлительность. Как считают многие комсомольчане: слишком поздно начали возводить или поднимать дамбы, укреплять берега, проводить эвакуацию… Власти оправдываются, что никто не мог предположить такой рекордный подъём воды: свыше 10 метров! Это же почти цунами! Если бы волна такой высоты ударила по городу с соответствующей силой, вряд ли удалось обойтись без многочисленных жертв и разрушений. А так – всего один утонувший, выпавший из лодки мужчина, который находился в состоянии алкогольного опьянения. Понимают ли это граждане? Судя по всему нет. Большинство озлоблены, разгневаны, недовольны. Да, их можно понять, к ним пришла беда. А раньше в подобных случаях наши предки говорили: «Господь посетил!».
Пьяных в те дни вообще было много. Даже очень много. Это отмечали все, задействованные в спасательных акциях силовики. Некоторые граждане, находясь в объятиях бахуса, знать ничего не хотели про эвакуацию, отказывались грузиться в лодку. Приходилось прибегать к помощи сотрудников полиции. К ним, как и солдатам и спасателям, практически нет претензий. Действовали они оперативно, без лишней волокиты и исходя из ситуации. Особенно много работы было у участковых уполномоченных. Им приходилось помимо своих непосредственных, исполнять обязанности спасателей, а порой и дипломатов – вести переговоры с людьми, которые боялись оставлять дома. Таких приходилось убеждать под личную ответственность и гарантии безопасности сохранности их имущества. Первое внимание – одиноким старикам, тем, кому помочь некому. Днём, как дед Мазай зайцев, помогал перевозить людей, вечером готовил отчёты, составлял протоколы, а ночью – патрулировал затопленные улицы. В таком режиме две недели работал, например, участковый уполномоченный по Комсомольскому району, сержант полиции Родион Серединов – отец троих детей, между прочим.
Как это часто бывает, беда сплотила людей, мобилизовав силы и пробудив в них лучшие человеческие качества. В самые трагические минуты наводнения в том же Комсомольске, воду сдерживали буквально своими телами, взявшись за руки, сотни солдат, спасателей и добровольцев. Когда нужно было перекрыть полуметровую трубу в районе посёлка Новый Мир, из которой мощной струёй поступала вода, шутя, отбрасывая мешки с песком, то нашлись добровольцы, не раздумывая закрывшие её собой.
Пока одни спасали, другие укрепляли дамбы, находились и те, кто готовил и разносил им еду, воду. Это движение тоже стало массовым. Хорошо себя в те дни проявила мусульманская община: они одни из первых прямо на улице установили котлы, варили плов и кормили им работающих на возведении дамбы людей. Печально, что подобный пример не подали православные, которых судя по опросам, подавляющее большинство. Запомнилось жителям Комсомольска, как по Амуру, вдоль возводимой дамбы ходил ПТС – плавающий гусеничный транспортёр, на борту которого расположились музыканты военного оркестра, игравшие бодрые марши – нашёлся же среди военных мудрый руководитель, дал такую команду!
Но чего скрывать, не везде власти, даже военные, оказались на высоте. Когда вода стала угрожать местному аэропорту и военному аэродрому, спасать ситуацию бросили солдат из ближайшей воинской части. Руководил работами целый полковник. Под его присмотром солдаты наполняли мешки землёй и, таская их на себе, строили дамбу. Совсем рядом стопкой лежали бетонные плиты, казалось, бери и укладывай в рядок. «Почему не используете? У вас же и техника под рукой»? – задали ему резонный вопрос гражданские волонтёры. «Команды не было» – последовал чёткий ответ.
Что уж говорить о некоторых гражданских! Глава администрации посёлка Молодёжный Комсомольского района, по рассказам местных жителей, вообще самоустранился от каких бы то ни было действий. На все обращения к нему, как представителю власти, он лишь разводил руками. Но что интересно: каким-то странным образом пик наводнения пришёлся как раз на выборы в местные органы власти. И пока жители одного края посёлка героически спасали его от подтопления, другие в это время выбирали главу администрации. И выбрали… прежнего! Таковы гримасы местной демократии.
Увы, неприятных неожиданностей было немало: кроме пассивных руководителей были и активные… зрители. Поразительно! Вот-вот дамба будет прорвана и вода затопит их дома, а люди с детьми, как на телешоу ходили смотреть, как их соседи возводят дамбу в режиме онлайн. Даже упомянутый глава администрации, не удержался и пришёл туда же. С внуками. С той же целью – показать «ту самую плотину». В итоге раздражённые этим добровольцы-строители попросили сотрудников полиции не пускать любопытных. И что вы думаете? Нашлись такие, кто качал права и требовал пропустить их к месту стройки, чтобы стать очевидцами самого интересного реалити-шоу! Не удивительно, что дамбу в посёлке все-таки прорвало. И тогда некоторые из болельщиков-зрителей начали обвинять в этом… строителей, мол, плохо работали!
Последние рассказывали, что им не хватило не только рук, но и какого-то ободряющего, вдохновляющего в нужный момент слова, примера. Работали молча, сжав зубы. Дрогнули люди в тот момент, когда один из них – водитель машины, высыпая очередной кузов песка, вдруг тяжело вздохнув, сказал: «Не выдержит!». Тогда и опустились руки у многих…
Полицейские рассказали, что в других местах подтопления, где дамба держала, были, случаи, когда некоторые граждане, узнав, что пострадавшим будет выплачиваться компенсация, пытались её разрушить, чтобы затопило и их домишки.
Эти примеры показывают глубину моральной и духовной деградации людей, важности Слова и невозможности выстоять там, где нет веры, нет победы духа над материей.
От наводнения пострадали не только люди, но и живая природа: звери – домашние и дикие. В окрестностях Комсомольска застрелили 10 бурых мишек – все они небывало тощие, а потому и крайне агрессивные повадились на местное кладбище, рыть могилы… Но те же животные показали и другие примеры. Мне рассказывали про собак, которые не сбежали, как это делают, например, крысы, а жили на крышах ушедших под воду домов и не подпускали к себе посторонних. Спасатели МЧС подкармливали их, как могли, но усадить в лодку отощавших шариков и белок у них не получалось. Твари, меньшие наши братья подали нам, людям, примеры верности и преданности своим хозяевам, оставленному ими дому.
А многие из людей забыли или знать не хотели своего Хозяина, не хранят ему верность, да ещё и хулят его. Знакомый священник, приехавший в Комсомольск больше года назад из Москвы, рассказал, что когда он со своими прихожанами служил на пике паводка молебен на дамбе, находились люди, которые грозили небу кулаками, изрыгали маты и проклятия, в адрес верующих и Бога, обвиняя Его во всех бедах!
Наводнением и бедами граждан не замедлили воспользоваться в своих целях и политические падальщики. Я стал свидетелем одной из акций ДЛПР, когда в город прибыл спецпоезд этой партии. Он состоял из 16 вагонов из них три – вагоны-рестораны, но кормить в них горожан никто не собирался. Встретила поезд кроме транспортной полиции куцая горстка активистов с флагом. Они явно опоздали к поезду, чем смяли сценарий планируемой бурной встречи поезда комсомольчанами. Далее, на привокзальной площади, куда подтянулись молодые (в основном) агитаторы, начался митинг. Суть его сводилась к тому, мол, вот никому дела нет до пострадавших, и лишь ЛДПР озаботилась их проблемами и поэтому они приехали поддержать жителей города.
В чём выражалась эта поддержка и помощь? Всем без исключения желающим было предложено писать заявления на матпомощь на имя В.В.Жириновского. Одновременно со столов шла раздача пайков: пачка вафель, банка кильки и ещё чего-то. Отдельно раздавались кепки и майки с партийной символикой, аудиодиски с песнями ВВЖ и календарики с видом довольного собой партлидера – за ними тоже давка. Всё это фиксируется и снимается на камеры.
Привокзальная площадь была заполнена до отказа. Много людей бомжеватого вида, со следами затяжного запоя, но попадаются и весьма прилично одетые люди, приехавшие на халяву «что-нибудь оторвать». Одна из таких халявщиц, возмущаясь, кричит на всю площадь, матерится: «Через весь город ехала к поезду. И зачем? За банкой кильки? Чтоб вам пусто было!» Её пытаются перекричать элдэпэровские зазывалы: крик, шум, балаган… От общества строителей коммунизма – к обществу потребителей, через халяву. И ЛДПР лишь эксплуатирует этот принцип, скупая по дешёвке голоса электората. Отвратительный оскал демократии.
Милая сердцу «халява» стала стержнем бесстыдной идеологии, безотказно работающей на размывание остатков совести общества. За халяву, за жажду минуты славы, за стакан палёной водки продано всё, что модно было продать. Так, в безбожном государстве и готовилось социальная база для подготовки общества будущего – общества без будущего, общества потребителей, где нет места подвигу, нет места самоотдаче. Нет места даже здравому смыслу, достоинству гражданина. Нет места даже нормальным человеческим чувствам. Не это ли страшный образ обывательской ублюдочности – будущей России, изуродованной сначала космополитичным, безбожным интернационал-социализмом, а потом обществом безудержного потребительства?
Эти мои тяжёлые мысли, увы, получили продолжение в спасённом от наводнения аэропорту города Юности. Зал ожидания. Люди среднего возраста, несколько детей. На огромном экране, в режиме нон-стоп транслируется видеоподборка клипов западных исполнителей: гримасы, ужимки, выпученные глаза. Много негров, жирных, полуголых, с наколками по всему телу, в уродливых очках, в некоем подобии одежды – люди мутанты. Дёргаются, извиваются, словно в конвульсиях, тычут пальчиками в зрителя, силятся что-то поучительное нам изречь. А на заднем плане апокалиптические картинки: взрывы, пожары, наводнение.
Целый час до ожидания посадки в самолёт люди, словно заложники, смотрели эту пропаганду насилия и безумия человеческих пороков! Кто-то пытался отвести взгляд, другие, наоборот, уставившись, пустыми глазами смотрели в экран. Но никто так и не предпринял попытки возмутиться, потребовать хотя бы убавить звук, как то проявить свою позицию – ясно же, что далеко не всем это зрелище нравилось.
Мне показалось, что порог сопротивления у граждан сломлен. Осознавать это страшно. Кто зарядил эту программу на самоликвидацию, на отстранённость, на безразличие к окружающему? Почему по прихоти какого-то безголового кретина, остальные должны травится этими фекалиями, этим отстоем? Почему, кстати, приняв популистский закон о запрете курения в аэропортах и на вокзалах, наши депутаты не приняли закона о защите прав тех же пассажиров на выбор информации, против пропаганды пороков и извращений?
Когда началась посадка в московский самолёт, у меня в душе было чувство опустошения. А ведь многие так и живут, отдавая свою душу на растерзание топ-менеджерам халявы и равнодушия, не понимая и не задумываясь, откуда у них душевный дискомфорт, откуда беды: пожары, техногенные катастрофы, наводнение?
Увы, в секулярном обществе не только законодателям, но и гражданам нужно ещё дорасти до усвоения элементарной формулы: мир сотворён Словом. Поэтому словом, образом он и будет либо спасён, либо уничтожен.
Избавиться от этих тяжких мыслей удалось лишь в Москве, когда пришёл на следующий день в Покровский женский монастырь, к мощам блаженной Матронушки. Здесь пришлось отстоять несколько часов, чтобы лишь на секунду приложиться к раке, попросив святую о важном, о самом главном.
Когда видишь безобразия, творимые людьми, человеческую глупость и равнодушие, многократно помноженное и растиражированное средствами массовой информации, то понимаешь, почему случаются беды. Но когда видишь людей кающихся, готовых часами терпеливо стоять к мощам, каяться и молит Бога о самом главном, понимаешь, почему мы ещё живы и нас не смыло. Господи, помилуй!