В целом полдюжины самых громких преступлений нашего века обогатили грабителей почти на $ 1 млрд. Однако их дерзкие подвиги как-то незаметно растворились в потоке многочисленных сообщений о вредоносных троянах, украденных письмах, взломанных базах и опустошенных счетах. Самое время вспомнить лучшие налеты XXI века.
Банк в Багдаде (2007) — $ 282 млн
Погожим июльским утром, когда служащие частного банка Dar Es Salaam, расположенного в багдадском торговом районе Каррада, явились на работу, они обнаружили дверь заведения распахнутой, а хранившиеся в нем деньги бесследно исчезнувшими. Загадочно испарились и трое остававшихся в банке на ночь охранников. Единственное, что оставалось предположить владельцам, это то, что заведение было обчищено своим же персоналом, и на немалую сумму — более четверти миллиарда «гринов»!
Это ограбление стало самым крупным в Ираке с 2003 года — то есть с начала американской интервенции. Пока шла военная операция по свержению режима Саддама Хусейна, из местных финансовых учреждений нередко похищали огромные суммы наличными — но то была война. Однако, даже несмотря на масштаб произошедшего в Dar Es Salaam, загадочное ограбление багдадского банка не получило широкого резонанса ни в местной, ни в мировой прессе.
Музей в Цюрихе (2008) — $ 164 млн
Ограбление частного музея Эмиля Бурле в Цюрихе, которое уже прозвали самым нахальным в XXI веке, произошло 10 февраля 2008 года прямо среди бела дня. Три налетчика в лыжных масках вбежали в музей с криком: «Всем лежать — это ограбление». Резво сняв со стен четыре шедевра импрессионизма («Маки в окрестностях Ветея» Клода Моне, «Мальчик в красном жилете» Поля Сезанна, «Граф Лепик с дочерьми» Эдгара Дега и «Цветущие ветки каштана» Винсента Ван Гога), они погрузили картины в белый автомобиль и уехали в направлении юго-восточного пригорода Цюриха Цолликона. Впрочем, две работы — кисти Ван Гога и Моне — нашли уже через несколько дней в припаркованном в Цолликоне автомобиле. Однако два других полотна (равно как и картины Пабло Пикассо «Стакан и кувшин» и «Голова лошади» стоимостью $ 4,5 млн, украденные в соседнем Пфеффиконе из местного музея искусств несколькими днями раньше) так и не всплыли.
Если все эти произведения именно заказали (а выбор экспонатов как раз указывает на такой сценарий), вероятность того, что полотна в ближайшие годы появятся на белом рынке произведений искусства, сводится к нулю. На черном же рынке они уйдут лишь за небольшую часть своей стоимости, после чего пролежат в чьем-то запаснике лет 20—30. И только тогда снова смогут вернуться на легальный рынок, материализовавшись без всяких вразумительных объяснений. Скорее всего холсты выдадут за копии, но их потенциальных покупателей навряд ли смутит такая грубая маскировка.
Дворец в Париже (2010) — $ 127 млн
Еще веселей было в мае прошлого года во французской столице, где беспрецедентное по наглости ограбление Парижского музея современного искусства и вовсе совершил вор-одиночка! Свой налет на музей, расположенный в центре французской столицы на набережной Сены, безвестный похититель спланировал просто превосходно. Камеры видеонаблюдения зафиксировали преступника в капюшоне с прорезями, когда он проник через окно цокольного этажа в здание Токийского дворца, в котором и расположен музей.
Примечательно, что еще до того как вор взломал двери и решетки на окнах, он перекусил обычными клещами (!) подвесной замок на ограде. Система сигнализации не сработала, а охранявшие музей три сторожа уверяли, что в момент налета они «ничего не слышали и ничего не видели». Грабитель унес с собой пять бесценных полотен — «Женщина с веером» Амедео Модильяни, «Пастораль» Анри Матисса, «Голубь с зеленым горшком» Пабло Пикассо, «Олива близ Эстака» Жоржа Брака и «Натюрморт с подсвечниками» Фернана Леже. Пропажу холстов сторожа обнаружили только около семи утра, перед самым открытием музея.
Поскольку «операция» носила явно заказной характер, вряд ли кому-то придет в голову продавать с официальных площадок и эти полотна. Шедевры наверняка предназначались определенным коллекционерам, а потому, по всей видимости, все они надолго спрячутся в частных собраниях.
Броневик в Амстердаме (2005) — $ 118 млн
Крупнейшим в мировой истории делом о похищении бриллиантов стал угон из амстердамского аэропорта Схипхол броневика с драгоценными камнями на сумму $ 118 млн.
И это дерзкое ограбление было спланировано тщательнейшим образом. Злоумышленникам, переодетым в форму сотрудников авиакомпании KLM, удалось проникнуть на закрытую территорию, доступную лишь для персонала. Вооруженные автоматическим огнестрельным оружием налетчики перехватили бриллианты в тот момент, когда их перегружали с грузовой платформы на самолет чартерной компании Tulip Air для дальнейшей отправки в Антверпен. Упаковка бриллиантов, по признанию руководства KLM, «была недостаточно надежной». И грабители, распотрошив свертки, пересели в транспортный автобус KLM, стоявший на служебной территории незапертым и с ключами в замке зажигания, без лишних вопросов и приключений миновали шлагбаум на выезде из Схипхола и укатили прочь. Ограбление обошлось без единого пострадавшего, а угнанный броневичок налетчики бросили в расположенном поблизости городке Хофдорп.
В свое оправдание KLM заявила, что преступников не стали останавливать только потому, что те могли захватить с собой заложников. Руководство Schiphol Group поспешило переложить ответственность за происшедшее на авиакомпанию: подробная информация о работе грузового отдела аэропорта, которой владели налетчики, а также тот факт, что злоумышленникам удалось проникнуть на территорию, доступную лишь для персонала, прямо свидетельствовали в пользу версии, что бандиты работали по прямой наводке сотрудников KLM. В сговоре с грабителями обвинялась и полиция, которая, в свою очередь, подозревала сотрудников Schiphol Group.
Чтобы продать камни, которые в большинстве своем были неограненными, новым владельцам бриллиантов, по всей видимости, пришлось распилить их. Предполагается, что при этом они потеряли порядка 10—20% своей стоимости. Но сбыть камешки даже в распиленном виде — дело весьма непростое. К примеру, все бриллианты лондонской ювелирной фирмы Cool Diamonds были промаркированы лазером — причем так, что маркировка сохраняется даже после новой огранки камней.
Бутик в Париже (2008) — $ 118 млн
Ограбление известного ювелирного бутика Harry Winston, расположенного в центре Парижа прямо на Елисейских Полях, произошло прямо перед закрытием магазина. В бутик, где в тот момент находились 15 сотрудников, ворвались четверо вооруженных мужчин, двое из которых были в париках и женской одежде. Грабители были превосходно знакомы с планом помещения: без видимого труда они вычистили и скрытые от посторонних глаз тайники внутри магазина. Однако и этого злоумышленникам показалось маловато: покончив с тайниками и прилавками, налетчики вновь взяли на мушку сотрудников Harry Winston и потребовали открыть для них складские помещения. Ни одного выстрела в тот день, к счастью, не прозвучало, однако бутик понес гигантские потери: похитители вынесли из Harry Winston почти все изделия — на общую сумму около $ 118 млн.
Уже через шесть месяцев французской полиции удалось задержать 25 человек, подозреваемых в причастности к ограблению. У них обнаружили часть похищенных из Harry Winston драгоценностей и «немного» выручки от уже совершенных продаж — порядка € 250 000. На этом подвиги сыска, собственно, и закончились. Задержанные, как выяснилось, принадлежали к «Розовым пантерам» — сложившемуся на грани тысячелетий и основанному выходцами с Балкан криминальному картелю, специализирующемуся преимущественно на «гламурных» ограблениях. Жертвами «пантер» становились лучшие ювелирные магазины планеты от Парижа до Токио — B and B, Chatila, Cartier, Exelco Diamond и вот теперь — Harry Winston.
Свое красивое название банда получила в Англии после того, как один из украденных бриллиантов был обнаружен спрятанным в баночке крема — прямо как в серии короткометражных мультипликационных фильмов Блейка Эдвардса «Розовые пантеры», все действие которых раскручивается вокруг огромного алмаза астрономической стоимости. Члены группировки пользуются фальшивыми документами, после налета мгновенно покидают страну, а для вывоза украшений используют интернациональные транспортные компании. По свидетельству самого Интерпола, украденные «пантерами» драгоценности почти никогда больше не всплывают, а оттого шансы Harry Winston увидеть когда-либо свои изделия вновь (кроме тех немногих, что уже нашли) выглядят нулевыми. Да и в застенках «пантеры» держатся просто блестяще, отказываясь опознавать даже заснятые видеокамерами деяния своих сообщников.
Хранилище в Антверпене (2003) — $ 107 млн
Утром 17 февраля 2003 года работники Алмазного центра в Антверпене с нескрываемым удивлением обнаружили, что 123 из 189 имеющихся в хранилище сейфов-ячеек вскрыты и опустошены. Вопиющая «социализация» произошла даже несмотря на сложнейшую систему охраны и наблюдения: хранилище имело десять уровней защиты, включая инфракрасные детекторы тепла, сейсмические датчики, доплеровский радар и замок с 100 000 000 возможных комбинаций. Да и вообще каждый квадратный дюйм этого блока находился под 24-часовым наблюдением полиции, и повод для этого был более чем серьезный. Через участок хранилища площадью всего лишь 3 кв. м, находящийся под надзором аж 63 видеокамер, проходит 80% всех необработанных алмазов мира: так, в год ограбления на этом пятачке одних только официальных продаж зарегистрировали на добрых $ 3 млрд.
Тем не менее налетчики прекрасно знали и помещение, и возможности охранного оборудования: вскрытие сейфов было произведено крайне аккуратно. Удивительно, но преступники даже не смогли вынести из хранилища все, что удосужились обнаружить: сотрудники департамента юстиции Бельгии еще долго вспоминали, как увидели пол Алмазного центра буквально усыпанным золотом, монетами, бриллиантами и прочими драгоценностями.
В итоге подозрение пало на фирму, снявшую в здании офисное помещение и даже арендовавшую одну из ячеек в Алмазном центре. Парадоксально, но организатора преступления, уроженца Палермо Леонардо Нотербартоло, арестовали лишь на основании косвенных улик — именно из-за того, что он «обосновался в том же здании в качестве продавца бриллиантов, чтобы войти в доверие и не вызывать никаких подозрений». И хотя Нотербартоло приговорили к 10 годам лишения свободы, сами драгоценности так и не были найдены. Сумма украденного только по официальным данным превысила $ 107 млн: подавляющее большинство вкладчиков не страховали содержимое сейфов и, следовательно, не заявляли о стоимости хранившихся драгоценностей. Определить же размер достоверного ущерба и вовсе не представляется возможным — ведь сделать это можно разве только со слов вкладчиков. Впрочем, смешнее здесь другое: поскольку за незастрахованные ячейки Алмазный центр ответственности не несет, ограбленные даже не могли рассчитывать хоть на какую-то компенсацию.
Наш замечательный сосед
Немало шороху навели в Европе не только «Розовые пантеры», но и наши географические соседи. В 2002 году правительство Эстонии выдало Австрии своего гражданина Юрго Карда, ограбившего 107 (!) банков Европы и похитившего из них наличных на общую сумму € 700 млн. Сначала возглавляемым Кардом преступникам удались налеты на 92 банка в 22 городах Германии и на 5 — в Австрии. А после вынужденной паузы, когда за решеткой оказалось около полусотни его подельников, Кард с новой командой успел обчистить еще 10 банков в разных городах Германии. Эту «вторую волну» ограблений остановило только своевременное задержание Юрго Карда в Таллине.