Несертифицированная трагедия

Новая рабочая неделя начнется в столичном регионе с траура по жертвам страшной аварии в Троицком округе «новой Москвы», где груженый щебнем грузовик в субботу протаранил рейсовый автобус, погубив 18 человек. Последний раз флаги в Москве и области приспускали более двух лет назад, в январе 2011 года, после теракта в международном аэропорту «Домодедово».

Бомба, взорванная тогда в зале прилета 20-летним террористом-смертником Магомедом Евлоевым, унесла жизни 37 человек, более ста были ранены. Но это была продуманная преступная акция главарей северокавказского бандитского подполья, и почти все ее участники в последствии были уничтожены.

Трагедию у поселка Ознобишино под Подольском никто специально не планировал. И все же, в какой-то степени можно сказать, что и она тоже стала результатом негласного заговора. Иначе, почему грузовик, который, был давно снят с регистрационного учета, оказался утром на трассе с 12 кубометрами щебня? Кто отправил «железного убийцу» в рейс? Почему машиной управлял водитель (есть сведения, что это 46-летний гражданин Армении Грачья Арутюнян), в течение последнего года многократно привлекавшийся к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения?

Что привело к столь тяжелым последствиям? И лежит ли еще на ком-то кроме водителя ответственность за то, что произошло под Подольском? Эти вопросы «СП» адресовала Юрию Свешникову, исполнительному директору Московского транспортного союза:

– Хочу напомнить, что есть целый набор нормативно-законодательных актов, которые необходимо выполнять любым хозяйствующим субъектам, занимающимся транспортной деятельностью. И совершенно не важно, вы – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, этот набор правил, в котором всего 72 пункта, вы обязаны выполнять, потому что, по сути, все эти правила написаны, как говорится, кровью. То есть, если нужно проходить предрейсовый, послерейсовый медицинский осмотр, значит, его нужно проходить. Если обязателен предрейсовый технический осмотр автомобиля, значит, это обязательно следует делать. А есть перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства вообще запрещена.

«СП»: – Кто за всем этим должен следить?

– Специалист по безопасности дорожного движения. Он должен быть на каждом транспортном предприятии. Без этого деятельность любой такой компании просто запрещена. Есть городская комиссия, которая сертифицирует этих людей, выдает им удостоверение на пять лет. И каждые пять лет, они обязаны еще дополнительно проходить двух- или трехнедельное обучение, чтобы подтверждать свои знания и свои умения. Я не знаю, как в грузовых предприятиях, но на пассажирском транспорте есть еще и ежегодная программа повышения квалификации водителей автобусов, которая включает и теоретическую и практическую части. То есть, по-существу, весь этот комплекс мер направлен на повышение безопасности перевозок.

«СП»: – Но, видимо, здесь имеется какое-то слабое место, иначе, чем объяснить подобные ДТП?

– Дело в том, что до 2005 года у нас существовало лицензирование практически всех видов транспортной деятельности. В 2005 году федеральное правительство отменило практически все лицензии, в том числе и лицензии на грузовые перевозки. Единственное, где еще лицензирование осталось, это пассажирские перевозки городским общественным транспортом, в том числе – автобусные. Понятно, когда были лицензии, был лицензионный контроль, была угроза приостановления и аннулирования лицензии у транспортной компании. Ей вообще нельзя было заниматься предпринимательской деятельностью после этого. На данный момент у нас есть две службы надзора в сфере транспорта. Одна за всеми транспортными средствами следит, включая авиацию. А есть Центральное управление государственного дорнадзора, которое следит за тем, что на дорогах происходит. То есть целая система выстроена для того, чтобы следить за транспортом, но только там, где есть лицензирование. Кстати, на перевозку опасных и особо опасных тоже должна быть лицензия. Но щебенка не принадлежит к этой категории. Хотя, видите, как: оказалось, что щебенка может быть даже более опасна, чем какие-то горючие материалы… В данном случае она, по сути, сыграла роль поражающих элементов – откуда такое большое число погибших и пострадавших.

«СП»: – Можно ли было предотвратить столкновение?

– Трудно сказать. Судя по реконструкции, все произошло на Т-образном перекрестке. Такие перекрестки всегда характеризуются повышенной аварийностью, потому что или люди не до конца понимают, как нужно проезжать их, или не обращают внимания на знаки «Уступи дорогу!», или еще что-то…- тут целый комплекс причин. И надо смотреть, почему водитель грузовика, двигаясь по второстепенной дороге, перед перекрестком даже не снизил скорость?

«СП»: – Одно из предположений – отказали тормоза…

– Да. Но повторю: тормозная система – это один из тех технических факторов, с неисправностью которых эксплуатация транспортного средства запрещена. Нельзя такую машину выпускать в рейс. И если сознательно люди идет на то, что продолжают эксплуатировать неисправный транспорт, то тут уже вступает в действие 237-я статья УК РФ (оказание услуги заведомо опасной для жизни и здоровья). Даже если нет лицензирования, в любом случае никто не отменял 294-й ФЗ «О защите прав юридических и физических лиц при проведении государственного контроля и надзора». А там написано, что раз в три года по плану все равно эти компании проверяются. А если происходит нечто подобное тому, что произошло вчера, то тут уже проверка осуществляется вне всякого плана. Правда, требуется разрешение прокуратуры, но думаю, что в данной ситуации она не будет возражать и сама приедет туда проверять. Скорей всего, уже с сегодняшнего дня, на предприятии, которому принадлежал КамАЗ, начнется комплексная проверка по всем параметрам: и по транспортной безопасности, и по соблюдению режима труда и отдыха водителей, и по техническому оснащению и по выполнению всех остальных требований транспортной безопасности.

«СП»: – Вины водителя рейсового автобуса нет?

– Никакой абсолютно. И здесь я хочу затронуть еще один важный аспект. С 1 января этого года вступил в силу закон об обязательном страховании пассажиров. Под Подольском погибло порядка двадцати человек. Каждая жизнь по этому закону оценивается в 2 млн. рублей, т.е. – это почти сорок миллионов. И это должна заплатить страховая компания – не бюджеты городов или каких-то населенных пунктов, – потому что перевозчик застраховал свою гражданскую ответственность. Это обязательный вид страхования с 1 января. Получается, что компания, которой принадлежал автобус, заплатит достаточно большие деньги, думаю, что несколько сотен миллионов рублей за страхование своих пассажиров в течение года. Из этих средств страховая компания сейчас выплатит вот эти сорок или пятьдесят миллионов. А вот фирма, которой принадлежал грузовик, она не под какой закон не подпадает. Только – под ОСАГО. А по ОСАГО цена жизни человека от 140 до 260 тысяч – на всех. Вот вы такая несправедливость – даже в этом. И поэтому мы все время говорим: ребята, если мы страхуем пассажиров, давайте мы под это страхование подведем все транспортные средства, которые есть на территории РФ. Потому что в большинстве случаев (а статистика многолетняя уже) при авариях на автобусах водитель автобуса виноват всего только в каждом пятом ДТП. Четыре пятых, это когда вот такие случаи происходят, как произошел вчера. Именно грузовой транспорт сегодня у нас на территории РФ наименее отрегулированный вид деятельности. Если в пассажирских перевозках, таксомоторных перевозках хоть какое-то законодательство имеется. То в грузовом транспорте практически ничего нет.

Напомним: в субботу днем на территории Троицкого округа «Новой Москвы» произошло ДТП многочисленными жертвами. Груженный щебнем КамАЗ не пропустил рейсовый автобус, следовавший из Подольска в Курилово, и врезался в него, разорвав его буквально на две части. По последним официальным данным, погибли 18 человек, более шести десятков пострадали. Однако глава Минздрава Вероника Скворцова в субботу вечером не исключила, что чисто жертв еще может вырасти – состояние 15 пострадавших оценивается, как очень тяжелое.

По факту ДТП возбуждено уголовное дело по статье 264 часть 5 УК РФ (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Пока есть основания предполагать, что виновником аварии стал водитель грузовика, неоднократно привлекавшийся к административной ответственности за нарушение ПДД. Известно также, что КамАЗ, на котором он ехал, принадлежит ООО «Стройавтосервис». Некоторое время назад машина была снята с учета и в день аварии на ней были транзитные номера.

Шофер грузовика также получил травмы и в настоящее время находится в одной из московских больниц. Тем не менее, это не помешало задержать его на 48 часов в качестве подозреваемого по статье 91 УПК РФ. И вчера, по информации РИА Новости, он уже был допрошен следователем.