И рад бы уже ничего не писать в связи с нападением на танкер «Московский университет», но не получается. Впечатление такое, что пробило канализацию, и дерьмо лезет отовсюду.
Как можно пройти мимо заявления Президента ОАО «Новороссийское морское пароходство» Игоря Тонковидова? Вот оно, это великолепное заявление:
06.05.2010
Президент ОАО «Новороссийское морское пароходство» Игорь Тонковидов о ситуации с захватом и освобождением танкера «Московский университет»:
– Никаких дополнительных мер по обеспечению безопасности флота нашего пароходства в связи с данным инцидентом мы принимать не будем.
Просто потому, что у нас уже существуют меры безопасности, и мы их принимаем надлежащим образом! Все члены экипажей судов «Новошипа» готовы к подобным чрезвычайным ситуациям. Мы много внимания уделяем специальной подготовке моряков. Ключевым вопросом в таких учениях неизменно является безопасность и защита жизни экипажа судна. Это главная цель, которую мы преследуем.
А теперь попробуем оценить всю глубину того, что им было сказано, и что это на деле означает.
Все члены экипажей судов «Новошипа», ну и, видимо, всего Совкомфлота – готовы к подобным ситуациям. Никаких дополнительных мер компания предпринимать не собирается. Война безоружных моряков с вооруженными пиратами, ответ на огонь из автоматов и гранатометов водой из пожарных шлангов, швыряние увесистых предметов и затем, в качестве последней меры последнего уровня защиты, сидение в машинном отделении в ожидании – взломают пираты двери или нет, выкурят (в прямом смысле) или нет, успеют подойти на помощь военные или нет, и что будет, если не успеют, и в машинное отделение ворвутся озверевшие пираты – это обычное дело.
Моряки к этому готовы, и компания тем самым сделала все, чтобы их обезопасить, говорит нам ее руководство.
Президент ОАО «Новороссийское морское пароходство» Игорь Тонковидов говорит немного не то, что есть на самом деле.
Моряки должны быть готовы к таким ситуациям, но они не должны попадать в такие ситуации, вот в чем заключается главная задача компании, ее руководства. Морякам платят не за то, чтобы они воевали с пиратами и подвергались таким испытаниям, физическим и моральным, такому страшному риску.
У судовладельца есть обязанность – обеспечить безопасность судна и экипажа.
Так как экипаж гражданский, то обеспечение безопасности заключается не в том, чтобы научить мирных гражданских людей метко бросаться гайками и болтами и резво запирать двери в машинное отделение, а в том, чтобы обеспечить наиболее безопасный проход судна опасными водами.
Посмотрите на карту, опубликованную на сайте Морского Бюллетеня – где захватили танкер, каким курсом он шел и какой курс рекомендуется.
Те маршруты, которыми ходят танкеры «Новошип-Совкомфлот», прямо нарушают рекомендации держаться восточнее 60 меридиана.
Танкеры компании проходят Аденский залив Коридором безопасности в составе конвоев, в сопровождении военных, это так. Но уже второй год воды Индийского океана стали опаснее Аденского залива, военные вытеснили пиратов в океан. И вот там-то и необходимо предпринимать все возможные меры безопасности – наиболее безопасный маршрут и/или наличие на борту вооруженной охраны. Компания этого не делала и, судя по заявлению, делать не собирается.
Почему танкеры «Новошипа» ходят опасными маршрутами, понятно.
Так дешевле, экономия против рекомендуемых маршрутов – десятки тысяч долларов. Охрана – также дело не только недешевое, но и хлопотное. Проще, прикрывшись героизмом, гонять танкеры самым экономичным путем и надеяться на авось да на этот самый героизм.
По моим (возможно, неточным) подсчетам, только танкер «Московский Университет» только в прошлом году трижды ходил опасными водами – Аденским заливом и Индийским океаном.
Но давайте вспомним, что в прошлом году было минимум два нападения на танкеры «Новошипа» – на «НС Спирит» и «НС Коммандер». Команды героически отбились. Минимум в одном случае танкер находился приблизительно там же, где и «Московский Университет», то есть в опасных водах, где находиться не рекомендуется.
У меня вопрос к морякам группы компаний «Совкомфлот» и их родственникам.
Вы уверены, что если судно захватят, его будут выкупать? Я – нет. Не уверен.
Мне думается, «Новошип» запросто может попробовать силовой вариант совместно с российскими военными, ведь тишина вокруг всего этого дела обеспечена.
Никто никогда правды не узнает.
Придумать причину, почему пошли на штурм? Запросто – увидели, что пираты начали расстреливать экипаж, ничего другого мол, не оставалось.
И все на этом.
Сколько положат народу – даже это можно будет скрыть, если положат слишком много и будет неудобно сказать правду.
Я разговаривал со спецназом, с моряками, смотрел все сам…
Штурм – это мясорубка.
Я хочу спросить у моряков и родственников: вы уверены, что руководство на самом деле не такое, что оно будет своих вытаскивать живыми, любой ценой?
Но если оно горой за своих, то почему тогда не предпринимает очевидных мер, чтобы не доводить дело до захвата?
Если оно экономит на безопасности сейчас, где гарантия, что оно не попытается сэкономить потом, если судно захватят?
Где анализ действий компании, где вопросы – почему уже третье нападение за год (если их не было больше, чем три)?
Неужели компания всерьез считает, что научив людей дружно прятаться в машинном отделении, она сделала все для их безопасности?
Почему суда ходят не наиболее безопасным путем, а наиболее дешевым?
Почему нет охраны на всем пути следования опасными водами?
На что компания надеется, на мужество экипажа?
Он не обязан такое мужество проявлять! Потому что это не война, а моряки гражданские люди. А еще потому, что компания грубо нарушила и нарушает эту самую безопасность в погоне за прибылью.
Не говорите потом, родственники и моряки, что вас не предупреждали.