О чём говорит авария буровой платформы у берегов Аляски

o-chyom-govorit-avariya-burovoj-platformy-u-beregov-alyaski

О том же, о чём и закон, подписанный Владимиром Путиным в самом начале новогодних праздников. Платформу сняли с мели вчера и сегодня на буксире привели в залив Килиуда (Kiliuda Bay). А закон №287-ФЗ называется «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Платформа Kulluk во время шторма шла на буксире в порт Сиэтл (Seattle) для проведения регламентных работ. Людей на борту, в отличие от случая с буровой платформой «Кольская», не было.

Буксирный конец порвался. Попытки подойти к неуправляемому судну только доказали очевидную опасность ситуации. Kulluk дрейфовала у южного побережья Аляски, пока волны и ветер не выбросили её на мель возле необитаемого острова Sitkalidak, меньше, чем в кабельтове от береговой черты.

Royal Dutch Shell, голландско-британская нефтегазовая компания, давно устала от общения с Газпромом по поводу российских шельфовых проектов. Разведочные бурения, которые вела Kulluk, – это попытка найти углеводородное сырьё у американцев, где переговоры пойдут совсем по другой схеме. Разрешение на эти работы Shell получила от американского правительства в августе прошлого года – после долгих уверений в том, что компания готова к безопасной работе в Арктике. Впервые арктический опыт Shell получила 20 лет назад, после чего последовал долгий перерыв.

Совет по защите природных ресурсов, а также американские законодатели называют аварию с платформой Kulluk «последней каплей» и будут пытаться уговорить Белый дом приостановить разрешение на буровые работы в экологически хрупком арктическом регионе.

Береговая охрана США утверждает, что нефтяного следа за платформой во время буксировки в в Kiliuda Bay не было. Инфракрасный мониторинг плотности воды не показал признаков разлива нефти. Однако на борту Kulluk находится 143000 галлонов дизельного топлива и около 12000 галлонов ГСМ. И американцам достаточно самого этого факта: не разлилось сейчас – разольётся в следующий раз. В том, что «следующий раз» обязательно будет, не сомневается никто.

Подписанный Владимиром Путиным закон №287-ФЗ, согласно справке Государственно-правового управления, предусматривает, что эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации допускаются только при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

На сайте Президента сообщается также, что законом урегулированы и вопросы реализации этого плана, в том числе, в части, касающейся финансового обеспечения осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Формально это так. По сути же, закон – о деньгах. О том, кто будет платить за всё, в случае аварийных разливов в Арктике. Кстати, закон обыкновенный, российского типа, то есть, непрямого действия. Узнать из него, конкретно, сколько, кому и в каком порядке придётся платить, невозможно: всё отдано на решение исполнительной власти. Она всё определит. Без депутатов и сенаторов.

Поэтому, на наш взгляд, закон №287-ФЗ – очередной коррупциогенный документ.

Однако он ясно даёт понять: добычу углеводородов в Арктике Россия сворачивать не планирует. Точно так же, мы уверены, Барак Обама не уступит требованиям экологов и прочих и не прекратит попытки обнаружить новые источники главного энергетического ресурса современности.

До сих пор планы ЛАРН в России, так же, как и экологически чистые обещания Shell, были фикцией. По мнению «В окияне-море», ни одна страна мира сегодня не готова обеспечить безопасность природы в Арктике.