Очередной провал “Зенита”

ocherednoj-proval-171-zenita-187

Новая неудача постигла отечественных ракетостроителей. На сей раз их подвел носитель «Зенит-3SL». Он стартовал 1 февраля с экваториальной морской платформы в Тихом океане, выводя на орбиту спутник «Интелсат-27» (IS-27), изготовленный компанией Boeing Satellite Systems Inc. для обслуживания заказчиков компании Intelsat в Америке и Европе. Однако примерно на 50-й секунде полета произошло аварийное отключение двигателя первой ступени, и «Зенит» с «грузом» приводнился недалеко от пусковой платформы. Что могло стать причиной аварии, выяснял «МК».

Это был 35-й запуск ракеты-носителя «Зенит-3SL» в рамках международной программы «Морской старт» (Sea Launch) и третий аварийный. Еще не забыта череда неудач с ракетой-носителем «Протон», и вот теперь пришел черед «Зенита». Чтобы разобраться в причинах крушения, в Ракетно-космической корпорации «Энергия», которая является головным предприятием программы «Морской старт», создана специальная комиссия.

С этим стартом не задалось с самого начала, но не по причине неготовности российского комплекса. Как сообщалось ранее, старт планировался на 10.56 по московскому времени 31 января. Тогда наша ракета могла стартовать в рамках т.н. пускового окна после старта американской ракеты-носителя Atlas-531 с мыса Канаверал, который был назначен на 30 января в 5.48 по московскому времени. Однако из-за выявленных проблем с дистанционным управлением Atlas-531 поднялась в небо на сутки позже. Из-за этого был отодвинут и старт «Зенита», который был готов к запуску еще 29 января, — плавучая платформа «Одиссей» находилась в заданной точке с координатой 154 градуса западной долготы в экваториальных водах Тихого океана, и специалисты «Морского старта» предлагали американцам переиграть расписание стартов, но те не согласились.

Тем не менее пенять на американцев нечего, тем более что, по словам специалистов РКК «Энергия», на качество пуска этот случай с задержкой никак повлиять не мог: «В потусторонние силы мы не верим, у нас есть вся телеметрия запуска, вот ее мы и будем изучать, чтобы разобраться в причинах аварии». Кстати, сразу обвинять в аварии производителей двигателя нельзя, считают специалисты, на начальном этапе полета могло произойти все что угодно.

Ракета-носитель «Зенит» формально считается продуктом совместного российско-украинского производства, потому что собирается в Днепропетровске на ГКБ «Южное», но из почти 90% наших комплектующих. К примеру, на первой ступени ракеты «Зенит-3SL» использовался двигатель РД-171 производства химкинского НПО «Энергомаш» (получается, тот самый, который дал сбой при взлете), да и разгонный блок ДМ-SL был разработан и произведен на королёвской РКК «Энергия».

Напомним, не так давно глава Роскосмоса Владимир Поповкин высказал идею об интеграции космических предприятий путем объединения их по функциональности. К примеру, он предложил создать единый холдинг ракетостроителей, объединив «Центр Хруничева» и самарский ЦСКБ «Прогресс», а все ракетное двигателестроение объединить в другой субхолдинг, выведя НПО «Энергомаш» из-под РКК «Энергия».

«Мы не можем себе позволить создавать дублирующие производства, — отмечал г-н Поповкин. — Потребуется оптимизация, будут неизбежны сливания и интеграция».

Но генеральный конструктор «Энергии» Виталий Лопота считает это преждевременным. Он уверен, что такие шаги приведут к монополизации производства ракет-носителей и убьют остатки еще существующей в этой области конкуренции.

Как пояснили «МК» в корпорации, именно конкуренция между тремя фирмами делала нашу отрасль успешной в советское время. Это Днепропетровское ГКБ «Южное», НПО «Энергия (нынешняя РКК «Энергия») и самарский ЦСКБ «Прогресс». Именно советский задел по ракете-носителю «Зенит», которую прочили на замену «Союзам», позволил впоследствии украинцам создать современную РН «Зенит-3SL». Несмотря на неудачный пуск, на сегодняшний день именно она является самой успешной ракетой-носителем в мире, разве что после «Союза». Обе работают на безопасном топливе (керосин-кислород) и имеют минимальное количество неудачных запусков.

Тем не менее, по словам руководства РКК «Энергия», пока на предприятии не разберутся с причинами первого в этом году сбоя на «Морском старте», новых предложений от заказчиков ждать не приходится: «Только после предъявления им доказательств об устранении причин, приведших к аварии, мы сможем продолжить работу».

Справка «МК». Вывод ракет в космос из экваториальной зоны Тихого океана является наиболее эффективным. Чтобы вывести 1 кг груза с экватора, требуется 175 кг стартовой массы ракеты. Для сравнения: с мыса Канаверал для того же 1 кг потребуется уже 230 кг, с Байконура — 350 кг, с космодрома в Плесецке — 700 кг.