Очевидное, невероятное

ochevidnoe-neveroyatnoe

В расследовании крушения «Аэробуса» немецкой бюджетной авиакомпании Germanwings наступила печальная ясность: собранные следствием новые доказательства практически не оставляют сомнений в том, что второй пилот намеренно погубил самолёт с пассажирами, а авиакомпания Lufthansa не интересовалась психическим состоянием страдавшего депрессией лётчика с 2009 года.

Французским спасателям, ведущим поисковые работы в Альпах на месте крушения немецкого «Аэробуса» А320, следовавшего рейсом 4U 9525 из Барселоны в Дюссельдорф, удалось найти второй «чёрный ящик», фиксировавший технические показатели самолёта. Оценка данных бортового самописца укрепляет уверенность следствия в предположении, что второй пилот, 27-летний Андреас Любиц (Andreas Lubitz), намеренно погубил самолёт. Французское Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA) сообщило, что Любиц, запершись в кабине пилотов, когда её временно покинул командир экипажа, умышленно направил самолёт к земле, а перед встречей «Аэробуса» с горной грядой перенастроил автопилот так, чтобы увеличить скорость снижения. Ни на запросы диспетчеров, ни на попытки капитана пробиться в кабину Любиц не реагировал, при этом он неоднократно менял установки приборов, чтобы они не послали сигнал бедствия автоматически.

Параллельно в дюссельдорфской съёмной квартире был обнаружен принадлежавший Андреасу Любицу планшетный компьютер. История поисковых запросов в интернет-браузере не была удалена: в течение недели, предшествующей катастрофе, второй пилот разбившегося самолёта изучал информацию о методах лечения суицидальных наклонностей, читал о способах самоубийства, системах безопасности и устройстве двери в кабине «Аэробуса».

Спасатели завершили поиск фрагментов тел жертв на месте крушения «Аэробуса» А320 компании Germanwings. Представители французской прокуратуры объявили, что удалось найти останки всех погибших: собраны две тысячи проб ДНК, из них составлены 150 отличных друг от друга профилей, что должно способствовать безошибочной идентификации погибших: по предварительным оценкам, на опознание понадобится от трёх до пяти недель. Попытки найти тела на месте падения самолёта закончены, но при помощи местных жителей на труднодоступном горном плато в Альпах продолжаются поиски личных вещей жертв, которые смогут быть переданы родным и близким.

Постепенно становятся известны и определённые подробности, проливающие свет на многолетние психологические проблемы Андреаса Любица. История болезни второго пилота насчитывает не менее пяти лет: в 2009 году Любиц на полгода прервал обучение в школе пилотов Lufthansa, чтобы пройти курс психотерапевтического лечения. По сведениям дюссельдорфской прокуратуры, врачи в то время характеризовали лётчика как подверженного опасности самоубийства. Пилот не стал скрывать от работодателя информации о заболевании, сообщив Lufthansa, что страдал тяжёлой депрессией – но только в прошедшем времени, перед тем как захотел вернуться в лётную школу. Впоследствии состояние здоровья будущего пилота по поручению авиакомпании проверяли эксперты, которые не нашли причин, по которым Андреас Любиц не мог бы продолжить обучение. В его документы была внесена отметка SIC, указывающая на необходимость «особенно частых медицинских обследований».

В последние недели перед катастрофой Любиц обращался не менее чем к пяти врачам, в том числе психиатрам и неврологам, а также побывал в университетской клинике Дюссельдорфа, где жаловался на ухудшившееся зрение. Проблем с глазами медики не нашли, во врачебных практиках, где лечился пилот, проведено изъятие документов.

Руководству авиакомпании Lufthansa и её дочернего предприятия Germanwings предстоит выслушать ещё немало критических вопросов. Главный из них: имело ли вышестоящее начальство возможность узнать что-либо о проблемах пилота, и что можно было сделать, чтобы предотвратить катастрофу? Почему Андреас Любиц смог пройти медицинские тесты? Был ли он настолько хитёр, что сумел скрыть от врачей своё заболевание, или сами врачи подкачали, или же, что значительно хуже, вся система медицинского освидетельствования крупнейшего немецкого авиаперевозчика никуда не годится и нуждается в скорейшем реформировании? Из года в год Любиц сдавал медицинские тесты в аэромедицинском центре Lufthansa во Франкфурте, последний – в августе 2014 года в Мюнхене, но все они касались только физического здоровья пилота. После 2009 года ни одного экспертного заключения психолога или психиатра, штатного или стороннего, в деле Любица не обнаружено. На сегодняшний день во всех медицинских центрах Lufthansa в связи с принятыми в своё время мерами экономии трудятся только одиннадцать врачей высшей категории, которые проводят медицинское освидетельствование пилотов, управляющих крупными пассажирскими лайнерами. Двое медиков работают на полставки, трое подали заявления об увольнении. Руководство Lufthansa объясняет кадровую скупость тем обстоятельством, что врачи в штате проводят только часть обследований пилотов.

В Федеральном управлении гражданской авиации Германии (Luftfahrtbundesamt, LBA) о депрессии Андреаса Любица не было известно ничего: дело пилота поступило в надзорное ведомство только после катастрофы. Эксперты LBA отмечают, что с апреля 2013 года врачи авиакомпаний обязаны сообщать Управлению гражданской авиации о тяжёлых заболеваниях пилотов – в том числе о депрессиях. Но в самой Lufthansa о депрессии Любица, по всей видимости, давно забыли. Руководство авиакомпании утверждает, что никакие предписания нарушены не были, а число врачей в медицинских центрах никак не связано с качеством освидетельствования пилотов.

Американское деловое издание The Wall Street Journal, в свою очередь, сообщает о персональных проблемах в самом Федеральном управления гражданской авиации, в частности – о критике Евросоюза в адрес Германии из-за кадрового дефицита в LBА, от которого не могут должным образом проводиться проверки пилотов и членов экипажа, в том числе по медицинским показаниям. Стоит отметить, что Евросоюз критикует LBA не впервые: ещё в 2011 году чиновники Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) заявляли, что Германия, Италия, Греция и некоторые другие страны сообщества не соблюдают требований EASA по авиационному надзору, испытывая проблемы с нехваткой квалифицированного персонала для контроля. Германия кратковременно оказалась в «чёрном списке» по вопросам авиабезопасности, откуда была исключена в конце 2011 года, обещав решить кадровые проблемы. По данным источников The Wall Street Journal Еврокомиссия в последний раз конфиденциально предъявляла требования к стандартам безопасности LBA не далее чем в ноябре 2014 года. В ответ Федеральное управление гражданской авиации разработало и представило план мероприятий по устранению проблем, который поступил на изучение еврокомиссарам.