Следственные органы устанавливают причины пожара на атомной подводной лодке “Орел” в доке судоремонтного завода “Звездочка” в Северодвинске. Комиссия подсчитывает убытки. Руководство предприятия сообщает, что ущерб от пожара невысок и ремонтируемую лодку сдадут вовремя и без дополнительных финансовых вливаний. Эксперты же критично оценивают и эти высказывания, и сам уровень работ на “Звездочке” в части соблюдения правил безопасности.
Пожары на подводных лодках в судоремонтных заводах происходят, как ни странно, довольно часто. За последние годы полыхали лодки “Краснодар” на заводе “Нерпа” в мурманском Снежногорске, “Томск” на заводе “Звезда” в Приморье, “Екатеринбург” на заводе в мурманском Росляково. Случались пожары и на “Звездочке”. Представители завода, правда, считают, что пять лет – это так давно, что и вспоминать не стоит… “А когда в предыдущий раз горело? Я вам отвечу. В 2010 году у нас горел утильный “Ак-Барс”, – припомнил работник пресс-службы в неофициальном блоге предприятия в Интернете.
Согласно первым данным, причина пожара на “Орле” заключалась в нарушении технологического процесса при проведении сварочных работ.
В такую банальную версию верят не все. “Это диверсия, которая имеет своей целью дестабилизацию в стране. Поскольку сейчас накат на Россию идет со всех сторон, то диверсию следует ждать со стороны США и Запада. Ее мог совершить любой, кого они купили”, – заявил корреспонденту “Росбалта” лидер Союза офицеров России Станислав Терехов.
Председатель совета Клуба моряков-подводников капитан 1 ранга Игорь Курдин полагает, что причины пожара более прозаичны. “Враг вступает в город, копьями звеня, – потому что в кузне не было гвоздя”, – напомнил подводник строки известного стихотворения.
“Пожар произошел в кормовой 15-й цистерне главного балласта. Если это были работы внутри цистерны, то надо упомянуть, что там проходят различные коммуникации лодки, возможно, расположены и баллоны высокого давления, обмотки системы размагничивания, кабельные трассы. Там же – приводы системы погружения и всплытия и другие механизмы. Грубо говоря, там есть чему гореть. Рядом, в корпусе лодки расположена масляная цистерна. Масло-то из нее было слито перед установкой в док. Но при этом цистерна должна быть обезопасена. Ее нужно пропаривать, вычищать. Судя по тому, какой силы был пожар, профессионалы не исключают, что масляная цистерна не была очищена”, – рассказал Игорь Курдин.
Эксперт отметил, что пожары на подводных лодках во время работ на судоремонтных заводах повторяются с определенной периодичностью, причем, они имеют место в самых разных странах. Всем известен случай, когда в 2012 году в порту США из-за возгорания пылесоса американская лодка Miami выгорела так, что ее пришлось списать. Специалиста, признанного виновным, приговорили к 17 годам тюрьмы. Игорь Курдин также вспомнил случай пожара в Мурманской области в 2011 году на подводном крейсере К-84 “Екатеринбург”, которым он когда-то командовал. Тогда возгорание тоже произошло от сварки: огонь с лесов перебросился на цистерны, и пламя полыхало около суток.
“Первопричина пожара на подводной лодке К-266 “Орел” – элементарное нарушение правил техники безопасности при проведении сварочных работ. Все сварочные, огнерезные работы должны быть согласованы с экипажем. Перед их началом место должно быть проверено на пожаробезопасность. Чтобы искры не попали на легковоспламеняющиеся предметы, их закрывают асбестовым полотном или полностью убирают от места сварки. И только когда это все проверено, офицер из экипажа дает разрешение на сварку. При этом работу сварщика по технике безопасности контролирует кто-то из членов экипажа. И даже после того как сварка закончена, а мастер принял работы, член экипажа должен оставаться не менее двух часов на месте сварки – потому что были случаи, когда от раскаленного металла что-то начинало тлеть. Вот эти простые, элементарные правила, которые уже оплачены и большими деньгами за ремонт, и иногда и жизнями, иногда нарушают, что приводит к пожарам”, – констатировал эксперт.
Курдин также обратил внимание на то, что произошла задержка с заполнением водой док-камеры. Поэтому нельзя исключать, что лодка после снятия валов и гребных винтов не была герметична. А это – еще одно нарушение. По мнению Игоря Курдина, если выполнять все проверенные временем инструкции, что таких ЧП можно избежать.
Вопросы у наблюдателей вызвали и заявления представителей “Звездочки”, что “финансовые рамки контракта останутся прежними”. Судостроители обещают сдать ремонтируемую лодку в срок и без дополнительных вливаний. И это при том, что ущерб, по предположениям профессионалов, может исчисляться десятками миллионов рублей. Откуда у “Звездочки” такой “люфт” в деньгах, что она может так легко ими распоряжаться? В связи с такими заявлениями припоминаются слова главы администрации президента РФ Сергея Иванова. В декабре чиновник констатировал, что коррупция при выполнении гособоронзаказа прежде всего распространена в судостроении, и за это коррупционеров-судостроителей надо жестко бить по рукам.
Утверждения представителей “Звездочки” о незначительном ущербе при пожаре на подводной лодке выглядят попытками защититься от негативного фона, полагает председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) капитан 1 ранга Михаил Ненашев. Как заявил лидер ДПФ, материальный урон при таких пожарах очень серьезен.
“И по-человечески, и с точки зрения защиты интересов завода понятны заявления о минимальном ущербе. “Звездочка” сейчас набирает обороты в работе. Десятилетиями их или не финансировали, или финансировали в “рваном режиме”: то есть деньги, то нет денег. Сейчас же у них есть заказы на два-три года вперед, и вдруг – такое ЧП. Конечно, следствие только началось, и экспертиза – сколько стоит то или иное оборудование – еще не делалась. Но уже понятно, что ущерб серьезен”, – рассказал Михаил Ненашев.
Эксперт полагает, что на ликвидацию последствий пожара неизбежно придется тратить незапланированные денежные суммы. Поэтому утверждения, что “финансовые рамки останутся прежними” вызывают недоверие. “Думаю, что, конечно же, будет распределение средств с других статей финансирования внутри “Звездочки”, внутри Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Как минимум, ОСК будет помогать; будут находить основания, причины, чтобы просить дополнительное финансирование у соответствующих структур”, – предположил Михаил Ненашев.
Эксперт уверен, что сейчас судостроители с помощью дипломатии пытаются приглушить остроту произошедшего. “Вопросы задают и профессионалы, и общество. Как и почему с регулярностью примерно раз в два года случаются пожары на подводных лодках? Ведь ресурсы, чтобы нивелировать последствия чьего-то разгильдяйства, чьей-то безответственности, забираются из государственной казны. А все происходит от того, что потеряно чувство ответственности на всех этажах общества”, – констатировал Михаил Ненашев.
Ситуация в “оборонке” оказалась такова, что никаких вредителей порой не нужно. Свои же коррупционеры и разгильдяи так навредят, что любой иностранный диверсант позавидует.