Захват немецкого контейнеровоза Hansa Stavang может стать самым опасным и непредсказуемым случаем за историю сомалийского пиратства. Особенность груза позволяет разграбить корабль и распродать товар на черном рынке. А это значит, что никаких требований о выкупе может и не последовать.
В результате огромные убытки для грузовладельцев, судовладельца, а судьба экипажа, в состав которого входят и россияне, остается под вопросом. В ближайшие 2-3 дня должен решиться вопрос о вооруженном освобождении Hansa Stavang.
По словам бывшего моряка и главного редактора «Морского бюллетеня» Михаила Войтенко, первая информация о захвате Hansa Stavang поступила субботу, 4 апреля. Судно шло на расстоянии 400 миль от сомалийского порта Кисмая, между Сейшелами и Кенией. Захватить корабль удалось 6 пиратам, подплывшим к немецкому контейнеровозу на одной лодке. Рядом в это время находилось судно-база пиратов. В настоящее время они двигаются в одну из бухт.
На борту находятся 24 члена экипажа, среди которых двое петербуржцев – старший помощник капитана и 2-й механик, старший механик из Калининграда, кроме того, двое граждан Украины и 14 граждан Филиппин. Капитан Hansa Stavanger – гражданин Германии.
Их судьба может решиться в ближайшие 2-3 дня. Именно столько времени, отметил М.Войтенко, требуется пиратам, чтобы дойти до своей базы и встать на якорь, а германской стороне решить, как лучше действовать.
По оценкам экспертов, требования о выкупе могут так и не последовать, так как на судне находятся контейнеры с азиатскими товарами, начиная от бытовой химии и заканчивая дорогостоящей техникой, а это десятки миллионов долларов.
«Пираты могут просто все растащить и перепродать на черном рынке или в ту же Россию. И тогда в гробу они видели выкуп в 2-3 миллиона долларов. Это огромные убытки для страховщиков, грузовладельцев и судовладельца, и большой риск для моряков», – заметил М.Войтенко.
На данный момент за контейнеровозом следует военный корабль из состава сил Евросоюза Atalanta. Если германская сторона решит, что требований от пиратов не стоит ждать, то вероятней всего начнется освобождение Hansa Stavang с применением военной силы со стороны Евросоюза.
«При таких обстоятельствах мы вероятней всего потеряем половину экипажа. Плен Hansa Stavang может стать одним из самых опасных за последнее время, и его последствия будут не соизмеримы с захватом «Фаины» и «Сириуса стар», – заметил М.Войтенко.
Он также добавил, что захватов подобных судов никогда не было, и опыта работы в таких обстоятельствах нет. По мнению эксперта, сомалийские пираты давно охотились за таким контейнеровозом, и этот захват – их первая удача, поэтому есть вероятность, что Hansa Stavanger взяли по наводке.
«Контейнеровоз двигался в кенийский порт, а там, как известно, легко получить за деньги любую информацию о судне и его пути следования», – отметил он.
Отметим, что это уже не первый захват судна в Индийском океане, а не в Аденском заливе. На сегодняшний день в плену находятся норвежское судно «Боу-Асир» и греческое «Нипайя», где также среди членов экипажа граждане Росси, и пока пираты не выдвинули каких-либо требований.
По мнению М.Войтенко, сомалийские пираты уже поняли, какие пути считаются безопасными, и где оживлено морское судоходство в Индийском океане.
Добавим также, что за 2008 год пиратами было захвачено около 50 судов.
Самой крупной добычей стал супертанкер «Сириус Стар». За его освобождение преступники получили 3 миллиона долларов США. Кроме того, в феврале был освобожден из пиратского плена экипаж украинского сухогруза «Фаина» . За освобождение моряков было заплачено 3,2 миллиона долларов.