“Парад любви” с точки зрения прокурора

171-parad-lyubvi-187-s-tochki-zreniya-prokurora

Прокуратура земли Северный Рейн-Вестфалия завершила следствие и готова передать в суд дело о катастрофе на музыкальном фестивале Loveparade в Дуйсбурге, давка при входе на территорию которого летом 2010 года унесла жизни 21 человека.

Дуйсбургский «Парад любви» стал чёрной страницей истории проведения культмассовых мероприятий в ФРГ. Катастрофа считается трагическим примером неудачной работы ведомств, мегаломании властей приходящего в упадок города с гигантскими дырами в бюджете и жадности агентства-организатора. Напомним: 24 июля 2010 года в массовой давке при входе на музыкальный фестиваль Loveparade погиб 21 человек, 541 получил ранения различной степени тяжести. Один из крупнейших техно-парадов в мире с 1989 по 2006 годы (с перерывом в 2004-м и 2005-м) проводился в Берлине, с 2007 года – в различных городах Рурской области. В 2011 году проведение «Парада любви» было запланировано в Гельзенкирхене, однако из-за трагического инцидента в Дуйсбурге новый владелец торговой марки Loveparade, предприниматель Райнер Шаллер (Rainer Schaller) решил отказаться от проведения мероприятия.

Расследование трагедии, длившееся три с лишним года, потребовало гигантских усилий: в ходе следствия были опрошены свыше 3,5 тысячи свидетелей, просмотрены более 900 часов видеозаписей и оценены сотни терабайтов данных. По сведениям прокуратуры, только материалы основной части дела насчитывают около 35 000 страниц. Непосредственно в день катастрофы представители дуйсбургских правоохранительных органов изъяли в городской ратуше и у организаторов фестиваля все документы, связанные с подготовкой техно-парада. Позже Министерство внутренних дел Северного Рейна-Вестфалии передало дело в полицейское управление Кёльна, чтобы обеспечить полную нейтральность расследования на расстоянии от Дуйсбурга и руководящих лиц города. В январе 2011 года необходимые для начала дознания подозрения были выдвинуты в отношении 16 человек – сотрудников дуйсбургских управляющих органов, компании-организатора фестиваля и отвечавших за проведение мероприятия сотрудников полиции. Уже в июле 2011 года стало известно, что, с точки зрения следствия, само разрешение на проведение Loveparade в Дуйсбурге было выдано с нарушениями закона.

Независимые эксперты, специализирующиеся на изучении моделей поведения толпы в местах массового скопления людей и проанализировавшие ход трагедии, пришли к заключению, что несмотря на все ошибки, допущенные при планировании и организации мероприятия, дуйсбургской катастрофы всё же можно было избежать. Концепция обеспечения безопасности на «Параде любви» оказалась неверной, а ошибки были заложены на ранних стадиях подготовки: организаторы сознательно занижали ожидавшееся число гостей фестиваля, при этом предложенных путей эвакуации людей не хватало, чтобы в чрезвычайной ситуации спасти даже заявленное количество посетителей. Тем не менее глава отдела общественного порядка дуйсбургской ратуши Вольфганг Рабе (Wolfgang Rabe) подписал разрешение на проведение фестиваля и остальные документы, представленные фирмой Райнера Шаллера Lopavent. Однако сегодня Рабе нет среди тех, кому в итоге будут предъявлены обвинения, как нет среди них отставного дуйсбургского бургомистра Адольфа Зауэрланда (Adolf Sauerland) и полицейских чинов, непосредственно руководивших оперативными действиями до начала и во время давки. Вольфганг Рабе по-прежнему возглавляет дуйсбургское ведомство по обеспечению городского порядка и – если чиновнику не будут предъявлены обвинения уже в ходе рассмотрения дела в суде, которое должно начаться в феврале – теоретически может быть назначен на следующий срок по результатам майских коммунальных выборов.

В итоге фигурантами дела о «Параде любви» станут десять человек – четверо сотрудников компании Lopavent и шестеро дуйсбургских чиновников, в частности – бывшая глава отдела строительства городской администрации Аня Геер (Anja Geer) и другой высокопоставленный представитель надзорного органа Юрген Дреслер (Jürgen Dressler). Однако предъявления иска избежали люди, оказавшиеся в центре общественного внимания в начале разбирательства о причинах катастрофы.

Сегодня представители прокуратуры придерживаются мнения, что эти ответственные лица находились слишком далеко от места трагедии и не могут нести непосредственной уголовной ответственности за гибель людей. Представители гражданских инициатив, объединяющих родственников жертв, а также пострадавших, сумевших выжить на «Параде любви», не скрывают разочарования в связи с подготовленным прокуратурой иском. С точки зрения близких тех, кто погиб в дуйсбургской давке, получивших ранения и психологические травмы, с которыми им предстоит бороться всю оставшуюся жизнь, осуждёнными по делу окажутся пешки, «маленькие люди» скромной компетенции. Напротив, тем, на кого, по мнению пострадавших, в первую очередь должно быть направлено внимание следствия, пока удалось избежать ответственности.