Союз потребителей России считают перебои в работе московского метро поводом для серьезного расследования. Генпрокуратура поинтересовалась, почему департамент транспорта Москвы не контролирует ситуацию в метро.
В четверг утром в столичном метрополитене произошел сбой сразу на двух ветках – салатовой Люблиинско-Дмитровской линии и желтой Калининской.
Сбой режима движения поездов на обеих ветках был связан с проблемами на перегоне между станциям “Новогиреево” и “Новокосино”. Как сообщил “Интерфаксу” источник в транспортном комплексе столицы, там произошел временный перебой в работе электрооборудования (рельсовой цепи). “Это рабочий момент, такое бывает часто. Временная неполадка не привела к существенному сбою в движении поездов на линии”, – сказал источник агентства.
В пресс-службе столичного метрополитена причин замедленного движения состава не назвали, подчеркнув, что специалисты еще выясняют причину инцидента.
“Все, что происходит сейчас в метрополитене, нельзя корректно называть сбоями, – заявил сопредседатель Союза потребителей России Владимир Слепак на заседании Общественной палаты РФ в четверг. – Все это чрезвычайные ситуации и чрезвычайные происшествия, потому что любой такой инцидент разрастается в геометрической прогрессии, тысячи людей на перроне, давка, интервалы увеличиваются, ожидание достигает 40 минут”.
“Посмотрите на статьи в СМИ и их названия: “Нам страшно за пассажиров”, “Метро ломается как по часам”, “Причины аварии: машинисты говорят о переработках и плохих вагонах”. Это уже основания для проведения серьезных расследований”, – отметил Слепак.
При этом он заметил, что начальник Московского метрополитена Иван Беседин не опровергает журналистские материалы. “Я не знаю, как работает пиар-служба метрополитена, но все, что мы прочли с вами, – это то, что сбои были, есть и будут. Вместо того чтобы, наоборот, создавать регламенты и заверять, что такое больше не повторится”, – заявил Слепак.
“Они говорят: всем потребителям будет компенсация, если они докажут. Иван Сергеевич, человек, который уже получил и моральный, и материальный ущерб, опаздывает на работу, на несколько часов выключен из жизни, он должен в первую очередь у вас зафиксироваться как потерпевший, получить талон на выходе из метро, что он попал в эту странную ситуацию. Вы же виноваты”, – сказал Слепак, обратившись к Беседину.
Эксперт добавил, что его жесткие оценки происходящего подтверждаются “совершенно диким случаем, произошедшим на станции метро “Войковская”. “Каким способом человек на мотоцикле мог попасть на станцию метро? Как можно проехать через турникеты, двери, мимо охраны? Это показывает отсутствие системы безопасности. Поэтому я считаю, что нельзя ставить удовлетворительную оценку Московскому метрополитену при сегодняшнем состоянии дел”, – сказал Слепак.
Генпрокуратура поддержала Союз потребителей. В надзорном ведомстве поинтересовались, почему департамент транспорта Москвы не контролирует ситуацию в метро.
В департаменте указали на причины нарушений: “Действительно, причины две: это человеческий фактор и техника”. Так, проверка прокуратуры показала, что сбой в движении на Сокольнической линии московского метро 5 июня произошел по вине сотрудников метрополитена (отсутствие контроля). Вместе с тем прокурор напомнила, что по данному факту прокуратура Московского метрополитена вносила представление, а ответственные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности. “Я не скажу, что это были машинисты, это были инженеры, в общем, достаточно высший состав”, – уточнила она.
“Даже можно сказать “спасибо” Московскому метрополитену за то, что он адекватно реагирует на все проверки. При этом действительно в Москве, хочу сказать, что соблюдение законодательства на метро держится, можно сказать, на энтузиазме самого метрополитена”, – заметила прокурор.
По ее словам, прокуратура обратила внимание в том числе на “полное отсутствие” ведомственного контроля со стороны департамента транспорта Москвы. “Я даже не боюсь этого слова, это не преувеличение, это на самом деле так. Департамент является главным распределителем бюджетных средств, выделенных на пожарные мероприятия, и за 2012 – 2013 г. эти деньги были практически не освоены, то есть в 2012 г. это было 318 млн, в 2013 г. на эти цели выделялось 286 млн. При этом департамент контракты не заключал. В общем, не знаю, в чем причина сложившейся ситуации. Мне бы очень хотелось этот вопрос задать”, – отметила она.
Прокурор напомнила, что надзорное ведомство уже внесло представление заместителю мэра, в правительстве Москвы оно рассмотрено. “Посмотрим, насколько ситуация сможет измениться”, – добавила она.
Начальник Московского метрополитена на это отметил, что московское метро стало работать лучше. “В 2010 г. в метрополитене было 2111 сбоев, которые повлияли на график движения. Это незакрытые двери и другие причины, после чего мы отправляем поезда в депо. Слава богу, количество таких случаев реально сокращается”, – сказал Беседин на заседании Общественной палаты РФ в четверг.
Он уточнил, что в этом году число таких случаев составляет 1500. Вместе с тем он подчеркнул, что главное достижение Московского метрополитена – гарантия безопасности перевозки людей. “Такого рода происшествий у нас нет, чтобы по вине метрополитена пострадали люди. Исключение составляет тот случай на “Охотном Ряду”, когда люди надышались дымом. Это был особый случай, и там уже произошла компенсация всех потерь”, – сказал Беседин.
По его словам, сейчас при малейшем подозрении на какой-либо отказ в подвижном составе людей высаживают и поезд убирают в депо.