Крушение поезда под Малой Вишерой в Новгородской области, видимо, остается загадкой № 1 для всех, кто занимается официальным расследованием уголовного дела. Директор ФСБ Николай Патрушев, докладывая в понедельник президенту о ходе следствия, сказал: “Уже рассмотрены первые результаты, есть интересная оперативная информация”. Между тем, по данным “Известий”, следователям пока не ясно, что же двигало террористами. Генпрокуратура озвучила три версии произошедшего, условно – это “кавказский след”, “молодежные группировки” и “местные разборки”. Корреспонденту “Известий”, ведущему собственное расследование, предложили еще одну версию: “рельсовая война” – продолжение войны “рейдерской”.
В Малой Вишере сейчас милиции, наверное, больше, чем жителей. На вопросы о версиях измученные жарой люди в штатском реагируют болезненно.
— Ничего нет, понимаете?! Ни-че-го! — почти кричит на меня давно знакомый оперативник, человек в общем-то спокойный. — Да, взяли этого Дидигова, взяли придурков, которые в лесу болтались… Как взяли — так и отпустят! А местные бандюки? Да им-то это на кой!..
Оторопев от такой нестандартной трактовки сразу всех версий, выдвинутых его же руководством, я еду в деревню Бурга. Это от Малой Вишеры еще 30 километров “в лес”. Здесь и был взорван вечером 13 августа мост через Черную речку. Напомним, что от взрыва перевернулись три вагона “Невского экспресса”, следовавшего из Москвы в Петербург, за помощью к медикам обращались 60 пассажиров, но никто из них не пострадал серьезно. И это можно считать чудом, акцию явно планировали как катастрофу.
— Вы обратили внимание, что поезд — частный? — явно опасаясь говорить яснее, поинтересовался у меня один путеец из Бурги. Помолчал, потоптался и добавил: — Тут и ищите…
О версиях, подобных этой, говорят тут охотно и много, но на условиях полной анонимности. И к делу эти живописные истории не пришьешь. Официальная точка зрения — никакой поезд не частный, частный на дороге только “Гранд-экспресс”. А в последние дни к делу молва подшивает даже Кумарина, питерского “крестного отца”, который был арестован недавно. Но у того если и был интерес к железнодорожным делам, то в последнее время поутих: не до того “авторитету” стало…
Бурга. Рекогносцировка
Силовики о подготовке теракта говорят, будто преступники несколько дней проводили рекогносцировку в Бурге, поэтому успели “засветиться” вместе с то ли серой “девяткой”, то ли серебристой “пятнадцатой”. Но лично у меня вся “рекогносцировка” заняла два часа. За это время я “выбрала” мост. Еще полчаса — и я знала домашние адреса обходчиков путей, еще полчаса — и у меня был их рабочий график. Все это время моя машина стояла в лесу и, заметьте, не “светилась”. Так что заявления о замеченных кем-то людях и машинах, о “рекогносцировках” и фотороботах как предпосылках к скорому раскрытию теракта, дают не много.
Зато “рекогносцировка” дала мне ключик к пониманию того, что здесь произошло. Особенно — общение с местными железнодорожниками. С их точки зрения, взрыв готовили очень профессионально. Людей в поезде спасла случайность.
— Все сделано было очень грамотно, — усмехается Алексей Нестеров, бригадир монтеров путей, живущий в Бурге. — Просто скорость поезда была слишком высокая, поэтому он, как на воздушной подушке, проскочил место взрыва. Там разрыв в рельсе был — 75 сантиметров, просто чудо, что ни одна колесная пара в него не попала! Просто по воздуху пролетели!
Поговорив с железнодорожниками, я тоже “выбрала” для теракта мост через Черную и вечер понедельника. Мост достаточно высокий для того, чтобы последствия схода поезда были трагичны: 25 метров. Но, как пояснил мне сигнальщик Виктор Марков, он недостаточно крупный, чтобы быть охраняемым. И до ближайшего милиционера — 30 километров.
Под мостом — убогая речушка, параллельно ей — песчаная дорога. 30 метров через лес в одну сторону — и она утыкается в шоссе. В другую — другое шоссе, только подальше. Это идеальные пути отхода после взрыва. Машина, которой совсем не требуется до этого ездить по деревне, может ждать взрывника прямо на шоссе.
Кроме того, на этом мосту, по словам бригадира обходчиков Алексея Нестерова, есть остановочный пункт поездов. Здесь нет станции, но железнодорожники, обслуживающие пути, тут сходят с поезда. Это означает, что сетка, которой отгорожены рельсы, прерывается, как на станциях, и к рельсам из лесу можно подойти беспрепятственно.
— Там даже ступеньки проложены, — продолжает Алексей Нестеров.
В отличие от других мостов в этих краях мост через Черную окружен лесом, а не жилыми домами. Это тоже на руку террористам. Кто их тут заметит? Грибники и ягодники могут встретиться, а больше — никто.
Разве что ходят работники железной дороги. И вот тут надо знать их рабочий график. В полдень идут дефектоскописты с тележками и сигнальщики, но они по сторонам не смотрят. В тот понедельник, 13 августа, по мосту над Черной в последний раз они проходили в час дня.
— На путях ничего подозрительного не было, а по сторонам мы не смотрим, наша задача — увидеть заранее поезд и предупредить дефектоскопистов, чтоб убрали с путей тележку, — говорит Виктор Владимиров, сигнальщик.
До вечера задержаться могут только обходчики и монтеры путей. У них на осмотр 3-километрового участка, как рассказал Алексей Нестеров, уходит 4—5 часов три раза в неделю, если понадобится какой-то ремонт — можно и до вечера провозиться. И так — трижды в неделю: понедельник, среда, пятница.
Но — внимание! — в тот понедельник, когда произошел взрыв, у обходчиков был незапланированный выходной.
— В пятницу нам сказали, что нужно поработать на подстанции в субботу и воскресенье, поэтому в понедельник можно не выходить, — сообщил один из них “Известиям”.
Возможно, это случайное совпадение, но у террористов появились не только суббота и воскресенье на подготовку, но и понедельник.
Кавказцы
О том, что случилось бы, если б колесная пара не “пролетела по воздуху”, попала в разрыв, говорит Любовь Андреева, бывший главный федеральный инспектор по Новгородской области. Она родилась и выросла в Бурге, ее дом стоит у самой железной дороги.
— Катастрофа могла быть общероссийского масштаба, — утверждает Любовь Андреева. — Если бы поезд, как предполагалось, сошел с рельсов и упал, машинист и вся бригада погибли бы. Никто бы не смог сигнализировать о разрушении путей. Следом шел второй поезд, навстречу — третий, представляете, какая получилась бы каша?
Поэтому Любовь Андреева солидарна не с железнодорожниками, а с силовиками: теракт готовили ради дестабилизации обстановки в стране, ради устрашения.
Напомним, что на прошлой неделе чекисты задержали жителя города Чудово Новгородской области Хасана Дидигова и двух питерских анархистов Андрея Каленова и Дениса Зеленюка.
— Дидигов? Да это баклан, ему ж никто ничего серьезного и не даст делать! — уверены новгородские оперативники, этого чеченца они знают как облупленного! При этом он неоднократно судим, что у такого в башке?
Кроме того, в Новгородской области живут и работают выходцы с Кавказа, в том числе из Чечни. В Бурге много дагестанцев. У них тут налаженный бизнес — лесопилка. А после всего, что случилось, у них начались такие проблемы, что хоть все бросай да уезжай. Вряд ли они были в этом заинтересованы.
Впрочем, сотрудники ГУ МВД по Северо-Западу, работающие на месте крушения, “кавказскую” версию не отметают.
— Для этих людей родственные или “этнические” связи — важнее любого бизнеса, — полагает оперативник. — Они выполнят любое указание, дадут любую информацию… А Дидигова можно было и вслепую использовать.
Новгород
А на Новгородчине люди солидарны с третьей версией следствия: теракт на их территории — дело рук местных криминальных группировок. Напомним, что за 10 дней до крушения ушел в отставку губернатор Михаил Прусак. Этому предшествовало заявление полпреда президента в СЗФО Ильи Клебанова, назвавшего обстановку в области “острокриминальной”. Ближайшие к Прусаку чиновники стали фигурантами уголовных дел. В область съехались правоохранители, чтобы разбираться с их “шалостями” за последние полтора десятка лет. По одной из версий, теракт на железной дороге был выгоден тем, кто хотел переключить внимание силовых структур с местного криминала на общероссийский.
Кроме того, фигурантами уголовных дел недавно стали и два предпринимателя, фактические хозяева города — Тельман Мхитарян и Николай Кравченко, известный в определенных кругах под псевдонимом Коля-Бес.
В Новгороде поговаривают, что 4 года назад правоохранительные органы уже пытались “заняться” двумя главными новгородскими коммерсантами. Не дожидаясь неприятностей, Кравченко уехал. А по Новгороду прошла волна взрывов, поджогов и убийств. Потом Кравченко вернулся — и воцарился порядок. Новгородцы считают, что это был маневр: дескать, смотрите, как вам без меня плохо.
Теперь ситуация очень похожа: как только у “хозяев области” начались проблемы, они исчезли из виду. И случился взрыв.