Лайнер загорелся на земле, а не в воздухе, как рассказывают некоторые очевидцы трагедии. Следов разрушения и взрыва во время полета не обнаружено.
По неустановленной пока причине Ту-134 начал незапланированное снижение, зацепил деревья и рухнул на автотрассу в двух километрах от посадочной полосы. Погибли 44 человека, 8 ранены.
Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин выразили соболезнования семьям погибших и пострадавшим. Им будет оказана вся необходимая помощь.
Искореженные и обгорелые куски металла – это все, что осталось от лайнера. Понять, что это был самолет, можно лишь по шасси и хвостовой части. Больше практически ничего не уцелело.
Ту-134 упал ночью в ста метрах от жилых домов поселка Бесовец. Самолет рухнул на приусадебный участок Михаила Осипова. От увиденного мужчина до сих пор не может прийти в себя.
“Услышали очень сильный хлопок. Первое ощущение было, что это невероятный гром от грозы. Привстали, чтобы посмотреть в окно и в этот момент увидели огромный летящий горящий шар, и удар на край нашего участка”, – говорит хозяин дачного домика Михаил Осипов.
После удара о землю самолет загорелся. Михаил, успокоив жену, побежал спасать пострадавших. Говорит: то, что увидел, никогда не забудет.
“Мужчина горел, я сбегал за покрывалом с курткой, мы его затушили и оттащили подальше на середину поля, и смогли ещё третью женщину, она ещё была живая, тоже на середину поля оттащить”, – рассказывает очевидец Михаил Осипов.
Местные жители вынесли из огня четверых пострадавших. Однако помочь всем не удалось.
Самолет пропал с радаров диспетчеров аэропорта Петрозаводска около полуночи. До взлетно-посадочной полосы он не долетел 700 метров.
“В 23.45 самолёт упал, а в 23.53 сотрудники МЧС начали оказывать помощь пострадавшим”, – сообщил начальник Северо-Западного регионального центра МЧС Шамсутдин Дагиров.
На первой пожарной машине к упавшему самолету приехал и спасатель Иван Архипов. Он работал на месте трагедии до позднего вечера. По словам Ивана, пламя поднималось над землей на 15 метров.
“Ликвидировали пожар за 30 минут, хотя пламя было очень большое”, – рассказал помощник начальника караула специализированной пожарной части г. Петрозаводска Иван Архипов.
В самолете было 9 членов экипажа и 43 пассажира. Из них – восемь детей. 44 человека погибли. Среди них граждане России и иностранцы. Погибли несколько руководителей структур госкорпорации “Росатом”. В их числе Сергей Рыжов – генеральный конструктор ОКБ “Гидропресс” и главный конструктор Николай Трунов. В списке погибших также известный футбольный арбитр Владимир Петтай и шведский спасатель Якоб Веттеруд.
Выжили восемь человек. Из членов команды – только стюардесса. Сразу после крушения раненых с тяжелейшими травмами доставили в больницы Петрозаводска.
“Это пациенты с комбинированными травмами”, – сообщил главный врач республиканской больницы Карелии Элиссан Шандалович.
Весь день на месте трагедии эксперты и криминалисты. Их задача – по секундам восстановить картину случившегося. Уже есть первые результаты работы.
“Пока можно сделать только предварительные выводы о том, что было допущено преждевременное снижение самолёта. Причина снижения будет выясняться Международным авиационным комитетом. Средства объективного контроля, так называемые “чёрные ящики”, они обнаружены, будут отправлены в Москву на расшифровку”, – сообщил заместитель министра транспорта России Валерий Окулов.
Сейчас можно лишь приблизительно предположить как все случилось. Тe-134 за несколько километров до аэропорта начал резко снижаться. Первое касание случилось на высоте около 16 метров. Самолет задел сосну. Потом он буквально протаранил десятки деревьев и упал прямо на перекресток двух дорог. Произошел взрыв, корпус разломился, начался пожар.
Аэропорт – спереди и слева, а самолет летел со стороны леса. Дорога и населенный пункт – единственное открытое пространство. Вокруг одни деревья. Не исключено, что пилоты специально направили лайнер на шоссе, чтобы совершить жесткую посадку.
Из Домодедова самолет вылетел в 22.30. Время в пути – полтора часа. От места авиакатастрофы до самого Петрозаводска около 15 километров. Следователям предстоит выяснить, почему лайнер отклонился от своей глиссады, то есть траектории захода на посадку. Ту-134 нашли в стороне от линии примерно на 200 метров.
Сам момент крушения видел Давид Гордиашилли. Он показывает деревья, верхушки которых и срезал падающий лайнер. По его словам, Ту-134 загорелся еще в воздухе.
Показания очевидцев так же проверяют. Скорее всего, по мнению экспертов, пожар начался после того, как самолет ударился о дерево.
“До места первого столкновения с деревом следов разрушения самолёта в воздухе, следов пожара, взрыва нет. Это свидетельство того, что самолёт не разрушался задолго в воздухе”, – говорит руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.
Сразу после катастрофы не исключали и версию, что самолет упал из-за того, что задел линии электропередачи. Но эту информацию не подтверждают очевидцы. По их словам, свет в поселке пропал только после самого крушения Ту-134. То есть провода лайнер оборвал уже в самый последний момент.
Еще одна возможная причина ЧП – плохая погода: ночью шел дождь с порывистым ветром, а затем был сильный туман.
К вечеру многие обломки рухнувшего лайнера уже увезли с места происшествия. Сейчас их изучают эксперты.
После работы жители Петрозаводска приезжали сюда с цветами в память о погибших. В Карелии с 22 до 24 июня – дни траура.