Черные ящики Ту-154, который совершил аварийную посадку в Коми 7 сентября, сегодня были доставлены в Москву на расшифровку. Специалистам предстоит дать ответ, почему на борту самолета на высоте десять с половиной километров отказали важнейшие системы.
Пилоты, которым удалось совершить невозможное – посадить борт практически вслепую, в тайге и спасти людей – дали эксклюзивное интервью корреспонденту Первого канала.
Терпеливо и спокойно, впервые не следователям, они рассказывают, как это было. Тот счастливый случай, когда подробности можно узнать от участников событий, а не черных ящиков.
То, что мы знали – на высоте 10 600 метров отказал автопилот, потом навигация и радиосвязь, а семью километрами ниже погасли почти все остальные приборы. Одновременно вышли из строя насосы, подающие топливо. И единственный уцелевший датчик показывал, сколько его осталось в расходном баке.
Евгений Новоселов, командир экипажа Ту-154: “Была сигнализация о срабатывании критического остатка топлива, после которого нужно посадку произвести в течение 30-40 минут. Пришлось пробивать облачность, можно сказать, вслепую. Так как облачность была, в общем-то, небольшой, мы быстро вышли на визуальный контакт с землей и начали искать площадку, где можно произвести посадку”.
То, что мы узнали только теперь: никаких данных о заброшенном аэропорте близ поселка Ижма у пилотов не было. Они не представляли, что ждет их ниже облаков. Примерно понимали, на какой высоте, приблизительно – в каком районе. Больше ничего.
Андрей Ламанов, командир экипажа Ту-154: “Знаем, что рядом – населенные пункты, такие как Ухта, Сыктывкар, Печора… Но вот именно конкретно, какой населенный пункт, где аэродромы, в каком направлении, приблизительно не знали”.
Сергей Талалаев, штурман самолета Ту-154: “Работал только один компас, который показывал приблизительное направление”.
До аэропорта в Ухте – всего 100 километров, но не дотянуть. Оставалось искать относительно ровное поле, хотя бы опушку у леса. Разглядели реку и направили самолет к ней. Тут и случилось чудо номер один.
Евгений Новоселов, командир экипажа Ту-154: “Отвернули к этой реке в надежде, что, возможно, рядом с рекой были ровные площадки, на которые можно было бы произвести посадку. То есть, мы на это рассчитывали. И вот в момент маневра на эту площадку вдруг здесь промелькнула бетонная полоса… И все, и у нас сразу все внимание переключилось на нее, то есть, нужно было построить маршрут”.
Андрей Ламанов, командир экипажа Ту-154: “Да, бортинженер отсек время, и время пошло против нас…”
Андрей Ламанов был за штурвалом. Времени у него, то есть топлива, что оставалось в баках, хватило на три круга, чтобы примериться к малюсенькой, заросшей кустарником, полосе, и главное – рассмотреть, что за ней.
Андрей Ламанов, командир экипажа Ту-154: “Мы прекрасно полосу осмотрели, пролетели над ней. Увидели, что нет ни бетона, ни тракторов не валяется заброшенных, просто лес небольшой, развивающийся еще, тонкие стволы деревьев. Не дубы. Мы все осмотрели, сравнили примерно посадочный курс, шли параллельно полосе. Уточнили посадочный курс 180 градусов, и с курсом 360 обратно. Развернулись и зашли”.
Оставалось придумать, как выровнять крылья по горизонту без единого прибора.
Сергей Талалаев, штурман самолета Ту-154: “Я поставил пластмассовый стаканчик с водой, чтобы в облаках определять авиагоризонт”.
Андрей Ламанов, командир экипажа Ту-154: “Положение – в стаканчике вода, уровень воды, если наклонить, то мы увидим, что крен в эту сторону”.
Сергей Талалаев, штурман самолета Ту-154: “Мало ли что, в облака входим, а слой-то мы не знаем какой у этих облаков, сколько мы будем и как держать направление. Стаканчик поставил, чтобы на всякий случай”.
О том, что пассажиров предупредили об аварийной посадке по громкой связи – это домысел. Не работала эта связь. Указания командира в салон передавали бортпроводники.
Андрей Ламанов, командир экипажа Ту-154: “Очень грамотно сработали, и пассажиры у нас попались очень грамотные и терпеливые, молодцы. Ни паники, ничего не было абсолютно”.
Задача – попасть на самое начало полосы. Получилось. Ее самолет коснулся на скорости 400 километров в час при норме 255. И только когда уже на земле скорость упала до сотни – выдохнули, и даже успели прикинуть – двух сотен метров не хватило.
Андрей Ламанов, командир экипажа Ту-154: “Если бы, допустим, на эту полосу производить посадку в штатном режиме, с закрылками, мы бы даже, наверное, не выкатились”.
Чудо номер два. Полоса, которую шасси не касались десять лет, приняла рейс 506, как в штатном аэропорту.
Сергей Талалаев, штурман самолета Ту-154: “Как будто мы посадку совершили во “Внуково”, первое впечатление. И пробег тоже. Потому что полоса была, там был мелкий кустарник. Он не очень-то влиял на характеристики дальнейшего продвижения самолета, первичное движение. А вот уже дальше…”
Андрей Ламанов, командир экипажа Ту-154: “Да, при торможении смотрим, и где-то на скорости меньше ста километров в час мы выскочили за пределы полосы, и пошел сначала кустарник мелкий, потом все потолще, потолще деревца, но толстых не было, крупных деревьев не было”.
О том , что до них так никто не садился, узнали на следующий день из теленовостей. Тому, что теперь попадут в учебники, удивляются. Говорят, такие посадки отрабатывали на тренажерах. Они просто применили теорию на практике. Первыми.