Почему рабочих АвтоВАЗа объявляют экстремистами

pochemu-rabochix-avtovaza-obyavlyayut-ekstremistami

Из 110 тысяч работников завода заявил о намерении бастовать персонал лишь трех цехов – около 4,5 тысячи человек. Но это “ключевые” подразделения автогиганта: они замрут – остановится главный конвейер. Администрация АвтоВАЗа назвала эту акцию попыткой “раскачать ситуацию” в период масштабных реформ, “которые призваны… обеспечить повышение благосостояния заводчан”.

Рабочие хотят, чтобы им больше платили. А руководство считает нынешний уровень зарплаты приемлемым: с 1 июля было повышение на 4,6 процента, с начала года – на 9,8 процента, в среднем заработок составляет 12500 рублей. (На “Ижавто” – 10 000 руб., на КАМАЗе – 12 000, на ГАЗе – 14 000.) Но чуть ли не половина заработка в Тольятти складывается из постоянных сверхурочных, а без переработок редко превышает 6 тысяч рублей. Что и случилось после недавнего решения о сокращении выпуска автомобилей на 6 процентов: заработок многих квалифицированных рабочих упал в полтора-два раза. Это стало “фитилем”, а мина была заложена на весенних выборах.

Водители-испытатели цеха 46-1 и рабочие цеха 45-2 потребовали повысить тарифные ставки втрое, персонал цеха “Мотор-3” (сборка двигателей) – вдвое. Все называют конкретную цифру предполагаемого заработка – 25 тысяч рублей в месяц. Именно столько обещали агитаторы партии “Единой России” жителям Самарской области во время недавней агиткампании по выборам в областную Думу. Красочными плакатами с цифрой 25 000 тогда завесили всю область. Люди поверили и вот теперь требуют выполнения обещаний. Благо, “Единая Россия” – правящая партия, и автозавод принадлежит государству в лице “Рособоронпрома”.

Какова цена вопроса? Аналитики подсчитали, что при зарплате рабочим в 25 тыс. рублей и пропорциональном увеличении окладов менеджменту годовые расходы АвтоВАЗа вырастут на 2,5 млрд. рублей. Правда, заводские управленцы пока о прибавке не просили.

Что характерно, забастовку возглавил не “фээнпээровский” профсоюз, в котором числится 95 процентов вазовцев, а маленькое независимое профобъединение “Единство”. У него уже есть опыт как положительный, так и негативный: в 1994 году удалось добиться ликвидации трехмесячной задолженности по заработной плате, а в 2000 году требование об увеличении зарплаты было проигнорировано руководством завода.

Официальный профсоюз АвтоВАЗа занял нейтралитет: забастовку не поддерживает и не осуждает. Трудовой коллектив тоже в основном наблюдает, но надеется на лучшее. Ведь все помнят, как в феврале на всеволожском “Форде” рабочие остановили конвейер на сутки – убытки составили около 4 млн. долларов, и зарплата персоналу была повышена на 14 – 20 процентов. Теперь там люди получают по 20 – 23 тыс. рублей вместо прежних 15,5 – 19 тысяч.

Научный руководитель Высшей школы экономики профессор Евгений Ясин называет этот процесс нормальными проявлениями рыночной экономики, где рабочие, объединенные в профсоюзы, могут и должны добиваться улучшения условий труда и повышения его оплаты. Правда, у нас до сих пор “рыночными” были лишь оклады высшего и среднего руководства, которые уже перекрывают мировые рекорды. А ведь еще Лившиц говорил: “Делиться надо!”

– Я организатор забастовки в нашем цехе 45/2, и не скрываю этого,- сказал мне рабочий Александр Афанасьев. – Я и мои товарищи вынуждены идти на крайние меры, потому что хозяева завода перестали считаться с интересами людей.

Есть и другой организатор – сварщик цеха 48/2 Антон Вичкунин. Оба бунтаря побывали в объятиях правоохранительных органов… Антон был арестован на трое суток за препятствие действиям милиции и нецензурную брань – это официальная версия. Неофициальная такова: рабочему дали понять, что проявление активности не пройдет безнаказанным. В понедельник вечером Вичкунина освободили, но в этот же день задержали Афанасьева, который нес листовки, подготовленные местной организацией КПРФ для распространения на заводе. В содержании нет ничего противозаконного, но не указана типография, а это нарушение. Листовки изъяли, рабочего продержали в милиции три с половиной часа, хотя на процедуру оформления протокола достаточно четверти часа.

Напомним, что в июле стихийный протест сначала возник в бригаде 331 цеха 46/1 сборочно-кузовного производства. Рабочие обратились с письмом к директору и в профком. Получили ответ, что повышение зарплаты идет в плановом порядке. 20 июля уже коллективы трех цехов направили письма президенту АвтоВАЗа Владимиру Артякову. Ответ пока не получили. Тем временем рабочие стали использовать так называемый “итальянский” вариант протеста – строго выполняли требования технологии и не более. Начались сбои. В цехах стали на их места ставить инженеров, чтобы обеспечить работу конвейера. В общем, повлиять на руководство с помощью опыта итальянских железнодорожников не удалось. В итоге возникла идея провести 1 августа предупредительную забастовку. Руководство завода об этом официально извещено. Состоится забастовка или нет, узнаем сегодня. Но в любом случае ясно, что рабочим и хозяевам будет не просто найти общий язык. На предприятии распространено заявление руководства, которое возможные забастовки оценивает как попытку неких политических сил дестабилизировать обстановку накануне выборов в Госдуму. Хотя надо еще разобраться, кто и что на самом деле накаляет. Ведь автозаводцам как раз накануне региональных выборов обещали удвоить зарплату. Ну и где теперь эти господа?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ТОЛЬЯТТИ ? Ситуацию на АвтоВАЗе накаляет не только низкая заработная плата, – сказал нам депутат областной Думы от Тольятти Виталий Минчук. – На заводе решено всю социалку передать городу. Люди и так не могут пристроить ребенка в детсад, очереди растягиваются на годы. Цены на коммунальные услуги просто запредельные, дорожает все – от продуктов до одежды. Так что рабочие не с жиру бесятся, а лишь борются за выживание своих семей.

Петров Александр соб. корр. “Труда”, Проценко Александр
Тольятти