Следователи завели уголовное дело по факту установки на станции «Шипиловская» контрафактных электроприводов в системе вентиляции, грозивших техногенной аварией.
В столичном метро разгорается контрафактный скандал. Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении требований безопасности в подземке против пока не установленных лиц. По версии следствия, для систем вентиляции и электроприводов на новой станции «Шипиловская» было закуплено оборудование неизвестного происхождения, использование которого может привести к аварии. Под подозрение попали компания-поставщик, а также сотрудники метрополитена, отвечавшие за закупку оборудования.
Уголовное дело было возбуждено по результатам проверки, которую проводила еще в августе прошлого года прокуратура на Московском метрополитене, а также местные оперативники. Ревизоры выяснили, что 19 электроприводов, установленных на станции «Шипиловская» в вентиляционной шахте и тягово-понизительной подстанции, являются опасной подделкой под продукцию ЗАО «Тулаэлектропривод».
– Нам стало известно, что на станции «Шипиловская» Московского метрополитена выявлен факт использования контрафактных электроприводов, выпущенных неизвестным производителем под маркой нашего предприятия, – подтвердил гендиректор ЗАО «Тулаэлектропривод» Сергей Красковский. – Наши специалисты ездили в Москву, установили, что техпаспорта изделий не соответствуют документации завода, а сотрудников, подписывавших документы, попросту не существует.
Выяснилось, что в июле прошлого года СМУ-4 «Метростроя» от имени метрополитена объявило конкурс на поставку оборудования на станции «Марьино», «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово». В нем принимал участие официальный дилер тульского завода – ЗАО «Саратовэнергомашкомплект», который предложил метрополитену 18 комплектов клапанов и приводов к ним по цене 6,27 млн рублей. Однако тендер выиграла малоизвестная компания ООО «Спецзащита». Ее цена на аналогичное оборудование составила 2,9 млн рублей. Это оборудование, по версии следствия, и оказалось поддельным.
– Ростехнадзор позже установил, что эти комплекты имеют маркировку «Тулаэлектропривод», но на заводе отрицали какие-либо контракты с закупщиком оборудования – СМУ-4 «Метростроя», – рассказал «Известиям» источник в правоохранительных органах.
Эксперты выяснили, что технические паспорта на изделия и подписи сотрудников «Тулаэлектропривод» были поддельные, а конструкторская документация не соответствовала описанию изделия. Специалист «Тулаэлектропривода», приглашенный полицейскими, также официально заключил, что оборудование является контрафактным, а его использование может вызвать аварийные ситуации и техногенные катастрофы на режимном объекте.
По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье 238 УК («Сбыт продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). «Эксплуатация контрафактных электроприводов, изготовленных с нарушением требований конструкторской документации вне заводских условий, может привести к аварийным ситуациям, способным повлечь тяжкие последствия, вплоть до гибели людей», – говорится в материалах уголовного дела. Эта статья предполагает наказание до двух лет лишения свободы.
Под подозрение следствия в первую очередь попали сотрудники столичной подземки.
– Cотрудники метрополитена могли знать, что электроприводы произведены не на тульском заводе, но всё же заключили договор именно со «Спецзащитой» из-за низкой цены, которая в условиях современного рынка невозможна, – прокомментировал «Известиям» источник, близкий к следствию.
В ООО «Спецзащита», которое находится в Волгограде, «Известиям» сообщили, что предприятие на данный момент переименовано.
– Комментировать мы ничего не будем. Мы покупали детали ЗАО «Тулаэлектропривод» у дилера, назвать которого я не могу, – заявил один из сотрудников компании. – И вообще ООО «Спецзащита» уже не существует, наше производство сейчас перенесено в Москву.
Представители «Тулаэлектропривода» считают, что подделки также установлены на шести станциях – «Марьино», «Борисово», «Зябликово» и др. В ближайшее время там также начнутся масштабные проверки, по результатам которых будет принято решение о возбуждении уголовных дел.
Между тем источник «Известий», близкий к следствию, выразил сомнение, что расследование уголовного дела будет доведено до суда. По его мнению, всё закончится на том, что «неустановленные лица» из числа сотрудников метрополитена так и останутся неизвестными, а предъявлять претензии к компании поставщику уже невозможно, поскольку такого юрлица уже не существует.
В Московском метрополитене не смогли оперативно дать ответы на запрос «Известий» по поводу возбужденного уголовного дела.