В Куйбышевском водохранилище ни на минуту не прекращается операция по подъему затонувшего судна “Булгария”. Несмотря на обрыв одного из тросов, лежащий на дне теплоход удалось выровнять. Под него подводят так называемые стальные полотенца. С их помощью будут проводить следующий этап – непосредственно подъем.
Рано утром, за три часа до намеченного по графику подъема, становится известно – операция приостановлена: водолазы устраняют последствия ночного ЧП. При установке “Булгарии” на ровный киль лопается строп, широкий металлический трос. Судно в буквальном смысле подвешено.
Но “Булгария” устояла – ее удерживает всего один плавкран. Нагрузка на подмосковный “Шторм” просто немыслимая, в любой момент может лопнуть второй, последний строп. Поддерживая судно, специалисты фиксируют порванный трос. Теплоход удержали, крен снова не больше 10-ти процентов.
“Там грешили на поставщика стропов, но на самом деле нет – это зажим произошел. Всю ночь держали нагрузку, положение судна прежнее. Оно практически близко к ровному килю”, – рассказал Виктор Олерский, заместитель министра транспорта РФ, руководитель операции по подъёму “Булгарии”.
Выравнивание – второй из четырех и, пожалуй, самый трудоемкий этап. В 5 часов вечера штаб рапортует – крен устранен. После установки “Булгарии” на ровный киль под воду снова спускаются военные водолазы – заводят так называемые полотенца: 4 широких гибких металлических листа. Поднимать теплоход без них – рисковать, что ветхое судно разломится.
“Булгарию” немного подтянут, вставят насосы. Перед подъемом нужно заварить иллюминаторы на обоих бортах и откачать полторы тысячи кубометров воды. После судно сдавят понтонами и доставят в соседний док.
Здесь уже всё готово – с завтрашнего дня док закрывают для рейсовых теплоходов. По периметру уже выставлена усиленная охрана. На всякий случай дежурит пожарная машина. Если бы не лопнувший трос, сегодня вечером “Булгария” должна была встать в этот шлюз.
“Прошлую ночь мы предполагали использовать для герметизации правого борта, но все иллюминаторы в илу находятся, там глубокий ил. Водолазы ушли – невозможно. Отставили этот план и сделаем это после того, как судно будет оторвано от грунта”, – рассказал Виктор Олерский.
Если полотенца длиной 15 и шириной 6 метров заведут, пока не стемнеет, “Булгарию” начнут тут же отрывать от грунта. Если военные водолазы не успеют, операция будет перенесена на следующий день, теплоход потянут в 5 утра. Делать это придется рывком, специальная техника – на месте аварии работает грунтоуборочный инжектор – с нагрузкой пока не справляется. “Булгария” в буквальном смысле присосалась ко дну.
“На сегодняшний день продолжаются работы по подъему судна, – говорит Андрей Родыгин руководитель пресс-службы главного управления МЧС РФ по республике Татарстан. – Состав сил и средств группировки по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации остается на сегодняшний момент неизменным. Это 858 человек и 197 единиц техники”.
Часть водолазов, что, безусловно, затянуло процесс, всю ночь устанавливали боновые заграждения. После обрыва троса носовая часть “Булгарии” все-таки ударяется о дно, по Волге растекается мазут. Сейчас нефтепродукты – порядка 150 килограммов – практически собраны. Водолазы во время ЧП не пострадали, по технологии в момент натягивания строп под водой людей быть не должно.
Самый оптимистичный прогноз, похоже, не оправдался. Сегодня “Булгарию” не поднимут. Полотенца, по последней информации, под теплоход еще не завели. Операция сложная, таких раньше не было, потому, говорят в штабе, возможно все. Подъем “Булгарии” уже выходит за рамки графика.