Подъем затонувшей Булгарии: детали операции

podem-zatonuvshej-bulgarii-detali-operacii

Активная фаза операции по подъему затонувшего теплохода “Булгария” официально началась. К месту гибели судна подошли два плавучих крана. С их помощью “Булгарию” вытянут на поверхность. Но прежде – сложнейшие подводные работы. Лежащий на боку на 20-метровой глубине теплоход нужно поставить на ровный киль. Вместе с тем продолжается поисковая операция. Пока найдены тела 114 человек, 15 еще считаются пропавшими без вести.

Рано утром, с опережаемом в три часа, в деревне Сюкеево появляется первый плавкран “Могучий” из Волгограда, грузоподъемностью в 350 тонн. Он отправляется на место аварии. Ближе к обеду, когда второй плавкран “Шторм” уже тоже в Сюкеево, водолазы начинают копать котлован.

Подготовка к операции подъема “Булгарии” уже выходит на финишную прямую. Волга сейчас успокоилась, но на случай шторма сюда доставили тяжелый сухогруз с песком на борту. Он встал на якорь, чтобы в буквальном смысле прикрыть собой сложнейшую операцию. Волны разбиваются о корпус сухогруза, и водолазы работают на тихой воде.

Как поднимут “Булгарию” уже известно. Схема утверждена генштабом. Теплоход нужно поставить на ровный киль. Сначала разрабатывают котлован, затем устанавливают подушки, заводят так называемые судоподъемные стропы для выравнивания теплохода. Следом другие подушки – так называемые 4 “полотенца”. Два гигантских плавкрана “Булгарию” должны в буквальном смысле подцепить и выровнять.

Чтобы судно было как можно легче, утонувший теплоход весит без малого 700 тонн, из “Булгарии” откачают воду и воздух. И только затем начнут тянуть вверх.

Работу водолазов, теперь уже и военных, осложняет отсутствие плана “Булгарии”. Работе водолазов мешает всплывшая шлюпка. Один из ее фиксирующих тросов по-прежнему связан с “Булгарией”. Перед подъемом трос должны перерезать.

Самое сложное сейчас – это очистить дно и судно от ила. Так называемый грунтоуборочный инжектор доставлен на место аварии. Здесь, на глубине почти в 20 метров, работы не превращаются ни на секунду. Водолазы закончили герметизации иллюминаторов.

Выкренивание или выравнивание – сложный и длительный процесс, завершить его планируют утром в воскресенье. Тогда “Могучий” и “Шторм” встанут параллельно бортам “Булгарии” и опустят стальные тросы. Водолазы должны будут их зафиксировать.

“Большинство снаряжения и оборудования уже доставлены к месту подъема, – рассказал руководитель пресс-службы МЧС России по Татарстану Андрей Родыгин. – Соответственно, для того, чтобы как можно точнее плавучие краны могли завести эти столпы под затонувшее судно, их необходимо подрезать, чтобы их длина не мешала регламентному проведению работ”.

Перед тем, как тянуть “Булгарию”, нужно было закончить герметизацию всего судна. Операция уникальная. У “Булгарии” – предельный для плавкранов вес. Ориентировочная дата подъема – понедельник, 10 утра.