В воздухе у самолёта стали отказывать двигатели. Лайнер выкатился за пределы полосы и разрушился. 2 человека погибли, более 80 пострадали.
На кадрах, снятых пассажирами рейса Москва-Махачкала на мобильные телефоны, – первые минуты после аварийного приземления. От удара о взлетную полосу самолет развалился на части. Эксперты называют чудом то, что борт не загорелся: вопреки правилам, пилоты сажали машину с полными баками, времени на то, чтобы кружить над аэропортом, вырабатывая топливо, у экипажа не было.
Об отказе одного из двигателей командир сообщил диспетчеру после взлета из аэропорта Внуково на высоте 7 тысяч метров и сразу развернул самолет для аварийной посадки в соседнем Домодедово. В это время у Ту-154 внезапно отключился второй двигатель, а в момент приземления отказал и третий, последний. Коснувшись полосы, самолет стал практически неуправляемым, на скорости более 200 километров в час лайнер выкатился за пределы полосы. Сломав на неровном грунте переднюю стойку шасси и упав на носовую часть фюзеляжа, самолёт остановится в нескольких метрах от бетонного ограждения.
Валерий Чумак, пассажир рейса Москва-Махачкала: “Пострадавших прилично было, есть и сильно – их увезли, я не знаю, сколько их было, мы боялись, что будет взрыв, и быстро убежали оттуда. Нам повезло – спасибо экипажу, молодцы ребята, что нас так хорошо посадили. Без моторов, с высоты, вы представляете, что это такое!”
На борту находилось 163 пассажира и 9 членов экипажа. Двое пассажиров погибли, более 80 получили ранения. По словам очевидцев, то, что лайнер идет на аварийную посадку, пассажиры поняли в самый последний момент.
Гаджи Магомед, пассажир аварийного самолёта: “Мы точно помним, что на взлетной полосе мы сели. Одно время сильный такой шум. То, что он выскочил из взлетной полосы, это однозначно. Никаких трапов не было, уже сидел самолет на животе”.
Этот рейс выполняли опытные пилоты, за плечами командира экипажа Закаржи Закаржаева 17 тысяч часов налета. Самолет недавно прошёл капитальный ремонт, его техническое состояние не вызывало нареканий.
Мирза Омариев, генеральный директор ОАО “Авиалинии Дагестана”: “Зная своих специалистов, свою технику, полагаем, что самолет был обслужен безупречно. По той предварительной информации, которую мы собрали, это самолет, который прошел капитальный ремонт в 2009 году”.
Эксперты предполагают, что причиной аварии могли стать засорившиеся топливные фильтры. Случай, когда в течение короткого времени отказывают один за другим три самолетных двигателя, уникальный в мировой практике.
Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР: “Самолёт Ту-154 М по своей конструкции, по своей аэродинамике, может летать на одном двигателе и производить посадку, что практически и было в данном случае доказано. Но дело это весьма профессионально сложное, всё усложнилось тем, что самолёт был максимально тяжелым: полная загрузка, приличная заправка керосином и дальний полёт”.
Герой России летчик Андрей Ламанов 9 сентября 2010 года сажал Ту-154 на заброшенном аэродроме в республики Коми в условиях, когда на самолете отказали все навигационные приборы, и топлива оставалось на полчаса.
Андрей Ламанов, командир экипажа Ту-154, герой России: “Я, в принципе, склонен говорить о том, что топливо было некачественное. Я считаю, что невозможен отказ трёх двигателей последовательно по каким-то другим причинам”.
Цистерна, из которой был заправлен совершивший аварийную посадку самолет, сейчас опечатана. Топливо отправлено на экспертизу.
Елена Крылова, начальник пресс-службы аэропорта Внуково: “Экспресс-анализ был взят специалистами из бочки, которым заправили это воздушное судно и ещё несколько ТУ-154, которые уже сели благополучно в местах назначения. Экспресс-анализ показал, что отклонений качества авиационного топлива от ГОСТа не выявлено”.
За пассажирами злополучного рейса в Москву из Дагестана вылетел резервный борт. Раненым оказана необходимая медицинская помощь.
Сейчас место аварии оцеплено. Возбуждено уголовное дело. На месте происшествия работает следственная группа и комиссия Межгосударственного авиационного комитета – она и займется расшифровкой черных ящиков, с помощью которых эксперты и рассчитывают установить окончательные причины произошедшего.
Аэропорт Домодедово, судя по всему, сейчас работает в обычном режиме, не считая того, что здесь присутствует много машин Скорой помощи и милиции. В здании аэропорта заседает штаб по ликвидации последствий аварийной посадки. Известно, что самолёт 1992 года выпуска.
Некоторые подробности сообщил руководитель Росавиации.
Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта: “На аэродроме в это время была непростая метеорологическая обстановка: высота облачности 180 метров всего, это очень низкая облачность, поэтому экипажу не удалось заранее увидеть огни взлётно-посадочной полосы, а когда самолёт вышел из-под облаков, времени оставалось очень мало для посадки. Диспетчеры всё время подсказывали, но экипаж произвёл посадку с перелётом, не в створе взлётно-посадочной полосы, приземлился на боковой полосе безопасности, а затем пересёк взлётно-посадочную полосу, выкатился на левую боковую полосу безопасности и продолжил по ней движение. Экипаж подготовился к посадке, были выпущены шасси, были выпущены закрылки, и в таком посадочном положении продолжал движение по боковой полосе безопасности”.
В Домодедово продолжают работу следователи. Вот как представитель СК прокомментировал ход расследования этого дела.
Олег Тушмалов, руководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ: “В настоящее время на месте происшествия организован осмотр, в ходе которого изымаются бортовые самописцы и другие объективные носители информации о параметрах полёта и переговорах экипажа. Предпринимаются все меры, направленные на установление причин данной катастрофы. Кроме того, идёт сейчас работа с потерпевшими. Порядка 100 человек допрашиваются в качестве потерпевших, у них выясняется характер и масштаб вреда, причинённого данным происшествием”.
Всем пострадавшим оказана необходимая медицинская помощь. Например, с многими пассажирами работают психологи. Как стало известно, среди погибших – мать судьи Конституционного Суда Гадиса Гаджиева.