Солдаты Польши и британского спецназа в Афганистане столкнулись с неслыханными случаями диверсии и преступной халатности в отношении своей боевой техники.
Польские спецслужбы приступили к расследованию происшествия, связанного с поставками вооружения в воюющий Афганистан. Так, на днях в Баграме приземлились военно-транспортные самолеты с партией новейших бронетранспортеров «Росомаха». Эти БТРы польские военные ждали уже давно. А потому и столпились у прибывших транспортных самолетов, как в ожидании чуда. Однако чуда не произошло. Едва у «транспортников» опустились трапы-аппарели, польские солдаты и офицеры увидели внутри самолетов то, что вызвало у них шок. Практически у всех 13 бронетранспортеров были выломаны элементы электрооборудования, полностью выведены из строя системы наблюдения и управления вооружением. Шины некоторых машин были попросту изрезаны. В общем, вид у новеньких бронетранспортеров был такой, как будто они только что побывали в бою. Тогда как разговор шел об очередной партии новейших БТРов заказанных Польшей у финской компании «Патрия» еще в 2003 году. На вооружение польской армии они начали поступать сравнительно недавно и насчитывают уже 70 единиц. Эти 27-тонные бронетранспортеры имеют на вооружении скорострельную 30-мм автоматическую пушку с автоматической системой наведения и просторный отсек, в котором могут комфортно расположиться 12 военнослужащих. Новейшая система видеонаблюдения, позволяет экипажу «вкруговую» контролировать ситуацию на поле, не только днем, но и в ночное время суток.
В конце июня Польша решила помочь своему воинскому контингенту в Афганистане, насчитывающему 1200 военнослужащих, этими новыми бронетранспортерами. А то, что сейчас польские солдаты оказались в самых опасных южных провинциях Афганистана: Газни и Пактика, а также в Кандагаре – еще раз подчеркивало их острую необходимость в этих мощных бронированных машинах.
В начале июля в польском Вроцлаве последнюю партию «Росомах» погрузили на арендованные у Украины военно-транспортные самолеты. Боевые машины загружались в присутствии высокопоставленных военных польской армии и были исправны. При этом по пути самолеты совершали только одну посадку в Баку для заправки топливом. В Афганистан, на авиабазу Баграм, БТРы прибыли уже в изрядно потрепанном виде. К расследованию ЧП уже подключилась польская военная контрразведка, сотрудники которой пытаются выяснить лиц причастных к диверсии.
Польское издание «Газета Выборча» напомнила, что это уже не первый случай, когда БТР «Росомаха» прибывают в Афганистан в поврежденном состоянии. В 2007 году при переправке боевых машин через пакистанский порт из БТРов были украдены зеркала, а из вскрытых десантных отсеков неизвестные выломали компьютерные мониторы системы наведения и видеонаблюдения. При таком ущербе слитое злоумышленниками горючее из баков уже в расчет не принималось.
Последний случай, когда 13 бронетранспортеров, не успев побывать ни в одном бою, но уже оказались выведены из строя, заставило польские спецслужбы срочно приступить к расследованию «акта саботажа». Тем более что акт диверсии уже вызвал негативный резонанс среди общественности Польши.
БТР «Патрия» финского производства, в польской классификации – «Росомаха», стоит на вооружении ряда государств. Контракт с Польшей предусматривает поставку в войска к 2013 году 690 единиц «Росомах», включая 313 боевых машин пехоты с 30-миллиметровыми пушками, 32 разведывательные машины, а также 345 бронетранспортеров и специализированных бронемашин, в том числе командных, инженерных и санитарных. Производство большей части техники будет осуществляться на территории Польши. Общая стоимость сделки оценивается в $1,3 млрд.
Одновременно в Великобритании разгорается скандал, связанный с поставками устаревшей боевой техники в части элитного британского спецназа, воюющего сейчас в Афганистане. Поводом послужил рапорт об отставке майора Себастьяна Морли – командира одного из подразделений Специальной авиадесантной воздушной службы (SAS). Свое решение об увольнении возмущенный командир спецназа мотивировал ненадежностью бронемашин «Ленд Ровер», на которых ему не раз вместе с подчиненными приходилось колесить по пыльным пустыням Афганистана. В результате, в ходе боевых операций напрасно гибли его солдаты. По словам Морли, представители правительства и военного командования неоднократно игнорировали его предупреждения об опасности использования этих машин. Эта техника в войсках была признана недостаточно защищенной от мин и самодельных взрывных устройств, а потому получила прозвище «передвижные гробы». Последней каплей терпения майора Морли стала боевая операция, в которой его подразделение понесло наибольшие потери. Из-за плохой защищенности бронетранспортера «Ленд Ровер», среди первых погибших оказалась женщина-военнослужащая – капрал Сара Брайант.
18 мая Высокий суд Великобритании поддержал решение апелляционного суда по поводу того, что военнослужащие, выполняющие обязанности на территории других государств, защищены парламентским «Актом о правах человека». Ранее против этого закона выступило британское Минобороны. На основании принятого судом решения, отныне семьи солдат смогут требовать компенсацию за их гибель, если выяснится, что причиной стало использование устаревшего или ненадежного вооружения и амуниции. Расследование установило, что наибольшее число британских солдат погибло в Афганистане на бронемашинах «Ленд Ровер». В «черный список» вооружения также попали самолеты радиоэлектронной разведки «Нимрод». В настоящее время полеты этих самолетов приостановлены.
Решение британского суда разочаровало министра обороны Великобритании Боба Эйнсворта. Он считает, что такой подход к проведению боевых операций за пределами страны, повлияет не только на боеспособность британской армии, но и на совместные операции с союзниками Великобритании. Тем временем ее судебные инстанции уже завалены исками родственников погибших военнослужащих к оборонному ведомству страны.