Во время полета из Чехии в Россию у Ту-204 отказывали различные системы, а при посадке не погасилась скорость.
Причиной крушения самолета Ту-204 в столичном аэропорту Внуково 29 декабря 2012 года, жертвами которого стали пять человек, мог быть технический фактор. Уже известно, что в последнем полете у лайнера несколько раз отказывали некоторые важные системы, в том числе и навигационные, а в момент посадки не сработала система гашения скорости – двигатели не перешли на реверсивный режим. Производитель самолета не согласен с этой версией и считает, что к крушению привело стечение нескольких факторов – пилоты не учли, что пустой самолет ведет себя иначе, поэтому допустили роковую ошибку при посадке.
Источники «Известий» в межведомственной комиссии, расследующей причины авиакатастрофы во Внуково, рассказали, что в качестве приоритетной версии эксперты рассматривают отказ техники.
– Во время полета Ту-204 из чешского аэропорта Пардубице в Москву произошло четыре случая отказа различных систем. По отдельности это было бы не критично, однако случилось так, что все сбои буквально наложились друг на друга, – пояснил собеседник «Известий». – Неполадки возникли с концевыми выключателями и датчиками обжима шасси, что привело уже к серьезной проблеме при посадке.
На Ту-204 установлены три двигателя, которые в момент касания со взлетно-посадочной полосой (ВПП) должны включаться на обратную тягу, чтобы успеть погасить скорость самолета. По неизвестной пока причине реверс так и не заработал, а концевые выключатели не привели в действие другие системы тормоза.
– На ВПП не было характерных следов торможения, что 100-процентно указывает на то, что реверс не сработал, – пояснил «Известиям» сотрудник контроля по безопасности аэропорта «Внуково». – Самолет подошел к ВПП на скорости около 280 км/ч, что выше нормы на 50 км/ч, и даже если бы пилоты начали тормозить, колеса не выдержали и полностью разрушились бы. У разбившегося Ту-204 они были абсолютно целые.
Для самих пилотов Ту-204 такое поведение самолета стало полной неожиданностью. Это подтверждает запись их переговоров с диспетчерами. Уже фактически в конце ВПП экипаж попытался поднять самолет в воздух и уйти на второй круг, но не успел этого сделать.
В ОАО «Туполев» не согласны с технической версией.
– Нельзя говорить о том, что Ту-204 испытывает проблемы с тормозами. Эта машина – не «сырой блин», а испытанный долгими годами самолет, – рассказали «Известиям» в дирекции по внешним связям и маркетингу ОАО «Туполев». – Судно было почти пустым, в таких случаях иногда самолеты ведут себя не совсем предсказуемо.
До сих пор неизвестно, в каком техническом состоянии Ту-204 вылетел в свой последний рейс из Чехии.
– Мы не можем предоставить никакой информации относительно катастрофы, поскольку сейчас еще идет расследование, – сообщил «Известиям» директор управления гражданской авиации аэропорта Пардубице Вит Малек.
Он также отказался пояснить, возможна ли ситуация, в которой самолет может покинуть аэропорт, находясь в неисправном состоянии.
Некоторые эксперты рассматривают человеческий фактор как причину авиакатастрофы.
– Самолет сел на большой скорости уже почти посередине полосы, а кроме реверса есть еще несколько возможностей затормозить, – пояснил «Известиям» заслуженный летчик СССР Рубен Есаян. – Принимать решение было уже поздно: пилоты долго колебались – взлетать или тормозить, а это все время. Все будет ясно по окончании расследования, однако у меня сложилось впечатление, что экипаж что-то неверно рассчитал.
– Нас учили: если после касания с землей через 15 секунд вы понимаете, что скорость не падает, – поднимайте машину и идите на второй круг, – рассказал «Известиям» Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев. – На этом самолете по каким-то причинам не сработал реверс, не включились концевики и датчики обжима шасси. Но эта ситуация была не критическая. Профессиональный летчик при такой длине полосы мог бы с ней справиться.
В профессиональном авиасообществе опасаются, что официальное расследование будет необъективным.
– Существует печальная статистика, когда в любом авиапроисшествии винят экипаж. Дело доходит до того, что командиру экипажа вручают лист, на котором написано, что найден отказ трех компонентов техники, ему предлагают подписать бумагу, что он согласен лететь, – добавил Толбоев. – Все это коммерческая составляющая, которая стоит выше, чем безопасность и жизнь людей.
Представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который ведет официальное расследование катастрофы Ту-204, отказались прокомментировать «Известиям» эти версии, предложив дождаться завершения следствия.