Повезло, что “Маршал Шапошников” пришел быстро

povezlo-chto-171-marshal-shaposhnikov-187-prishel-bystro

В четверг, 6 мая, большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота РФ «Маршал Шапошников» в Аденском заливе Индийского океана освободил захваченный пиратами российский танкер «Московский университет». При штурме судна российскими морскими пехотинцами один из пиратов-сомалийцев, был убит, остальные задержаны и находятся на боевом корабле.

Штурм танкера, перевозившего 86 тыс. тонн сырой нефти на сумму около 50 млн долларов, стал возможен, поскольку команда успела укрыться в машинном отделении судна и таким образом не попала в заложники. Как сообщили «СП» в Новороссийском морском пароходстве, которому принадлежит ходящий под либерийским флагом «Московский университет», капитану и команде удалось не только спастись от захвата в плен, но и сохранить контроль над судном, положив его в дрейф.

«Капитан Юрий Тульчинский действовал в критической ситуации профессионально, мужественно и хладнокровно», – отметили сотрудники пароходства, эксплуатирующего еще несколько систершипов «Московского университета» – «Москву», «Московский Кремль» и «Москву-реку».

Поэтому, как подчеркнул в беседе представитель пароходства, стало возможным провести спецоперацию – она была бы невозможна, если бы сомалийцам удалось захватить команду и заставить моряков под дулами автоматов направить танкер в один из пиратских портов. «При угрозе для жизни команды силовые освобождения торговых судов практически никогда не проводятся», – заявили в пароходстве.

Успешную операцию российского ВМФ корресподненту «СП» прокомментировал эксперт Михаил Войтенко, редактор издания «Морской бюллетень»:

«СП»: – 9 часов, которые «Маршал Шапошников» добирался до захваченного танкера – это много или мало?

– Конечно, это очень хороший результат, добрались быстро. Дело обстояло вот как: «Маршал Шапошников» провел торговые суда, в том числе «Московский университет», по «коридору безопасности» вдоль берега Сомали, а затем отпустил суда дальше, в Индийский океан, и уже приступал к набору нового каравана, но когда поступил сигнал бедствия, на всех парах устремился туда.

«СП»: – То есть, 9 часов на море – это немного…

– Безусловно. Если бы танкер успел уйти дальше в океан и захват произошел бы именно там – морякам могло бы прийтись куда труднее. Подобный случай был недавно с одним торговым судном – там команда тоже забаррикадировалась в машинном отделении и ожидала помощи, но им пришлось ждать два дня. Это было в середине Индийского океана, и лишь по счастливой случайности в море неподалеку оказался итальянский боевой корабль, который и освободил судно.

«СП»: – Какие «зоны безопасности» на случай захвата существуют на торговых судах? Где моряки могут забаррикадироваться от пиратов?

– Собственно, на любом морском судне есть две такие зоны. Во-первых, машинное отделение, во-вторых – румпельная, то есть помещение для рулевого механизма. Там двери тяжелые и прочные, из автомата не прострелишь, а гранатометом бить в коридоре, где везде сталь – нереально. Световые люки еще есть сверху, но их задраишь – и всё.

Ходили разговоры, что нужно на всех торговых судах оборудовать дополнительные «схроны» для команды, но это оказалось довольно дорого.

«СП»: – А возможно ли вместо боевых кораблей привлекать для таких операций самолеты и вертолеты?

– Практически нереально. Что может сделать патрульная авиация? Разве что зафиксировать факт нападения. А у вертолетов не такой большой радиус действия.

«СП»: – Интересно, а с развитием сомалийского пиратства уменьшилось ли пиратство в «традиционном» для него районе Малаккского пролива?

– Не слишком. Одно время пошло на нет, а сейчас снова грабят. Эти два района пиратства – совершенно разные. Там, в Восточной Азии пиратство вековое, высокотехнологичное и увязанное с местной индонезийской коррупцией. Профессиональное, если так можно сказать. А сомалийцы пиратствуют на самопальных лодках, массово и от бедности.

«СП»: – Как, по-вашему, можно искоренить сомалийское пиратство?

– Вообще, есть два средства. Первое – снабдить все проходящие в этом районе суда вооруженной охраной, причем желательно военной. Это единственная 100%-ная гарантия – военные на судне. У них и оружие посильнее, чем у частных охранников, и другой статус. Пока частные охранники разбираются в ситуации, эти уже могут палить и не думать о последствиях.

Второе средство – более долгосрочное. Нужно навести, наконец, порядок в Сомали. Хотя бы путем оккупации и учреждения там нормальной государственности.

Но, к сожалению, мировое сообщество ни хрена не делает в этом направлении, а занимается демагогией и идиотизмом. Например, Россия недавно заявила о том, что нужно обеспечить «неотвратимость наказания» для пиратов. Дорогие товарищи, а вы знаете, что сомалийское пиратство – это народное явление, и на одного задержанного тут же найдутся еще десяток желающих? Пересажать половину Сомали просто невозможно.

К тому же, условия не только в западных, но и в российских тюрьмах – лучше, чем сомалийцы испытывают на воле в Сомали. В тюрьме регулярно кормят, в тюрьме есть душ… Дома у них такого никогда не будет! Спрашивается – напугает пиратов такая «неотвратимость»? Нет, разумеется.

По сообщению СКП РФ, на борту танкера «Московский университет» в рамках возбужденного СКП уголовного дела ( ч. 3 ст. 227 УК РФ – пиратство, совершенное с применением насилия и оружия организованной группой), сейчас работает следователь военно-следственного управления. Он был прикомандирован к большому противолодочному кораблю «Маршал Шапошников». Кроме того, следствием принимаются меры к отправке задержанных пиратов в Москву для проведения с ними следственных действий и привлечения их к уголовной ответственности в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и норм международного права. Всего спецназ задержал 10 пиратов.