Про Arctic Sea все сказали открытым текстом

pro-arctic-sea-vse-skazali-otkrytym-tekstom

Самое загадочное судно в истории, современный “летучий голландец” Arctic Sea, похоже, еще долго будет бороздить просторы океанов.

Ни один из зарубежных портов не согласился принять сухогруз у себя. Между тем на судне все еще остаются четверо моряков. Их близкие сходят с ума от неизвестности. Жены “заложников” написали открытое письмо в Международный профсоюз моряков ITF. “МК” печатает текст этого письма.

В Международный профсоюз моряков (ITF), в Международную организацию Красный Крест, в правительства стран Россия, Испания, Мальта, Финляндия от жен членов экипажа сухогруза Arctic Sea Зарецкой Е.Г., Шумик В.Б., Кузнецовой И.В., Воловой Л.А.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

“Мы, жены четверых моряков теплохода Arctic Sea, обращаемся ко всем международным организациям: в Международный профсоюз моряков (ITF), в Международную организацию Красный Крест, в правительства стран Россия, Испания, Мальта, Финляндия с криком о помощи.

Сегодня, 24 сентября 2009 г., ровно 2 месяца с момента захвата сухогруза Arctic Sea пиратами. 17 августа моряки были освобождены силами ВМФ России. Четыре человека: капитан, старший механик, 2-й механик и боцман были оставлены на судне для “поддержания его жизнедеятельности”. В течение 10 дней наши мужья ждали на судне приезда следственной группы Генеральной прокуратуры России для проведения следственных мероприятий. Телефонной связи с мужьями не было. Следственная группа работала на судне, по нашим сведениям, 10 дней. Результат – запрещенного груза на сухогрузе нет, только пиломатериалы. Моряки ни в чем не обвиняются, они находятся в статусе потерпевших. 19 сентября следственная группа уехала, связь с судном прекратилась. До этого наши мужья звонили нам примерно 4 раза, продолжительность разговора 1-1,5 минуты. С 18.09.09 связи нет.

Из разговора с мужьями мы узнали, что все они находятся в плохом физическом состоянии: у капитана уже месяц болит правая рука, старший механик жалуется на головные боли, второй механик и боцман страдают болями в спине. Запас воды на судне мал: вода подается холодная по 10 минут в сутки, питание скудное. Все моряки находятся в стрессовом состоянии: один месяц плена плюс последующий месяц полной информационной изоляции от мира сказывается на их нервной системе.

Прошло 2 месяца. Но ни Россия, ни Мальта, ни Финляндия, ни Испания не взяли на себя ответственность за то, чтобы быстрее поставить судно к берегу и в первую очередь освободить моряков, предоставив им замену (сменный экипаж готов лететь в любую минуту), и вернуть их домой.

Если они потерпевшие, они должны находиться дома под наблюдением врачей или в больнице. Нам говорят, что наших мужей никто не удерживает насильно. Но как могут граждане России добровольно покинуть судно, не имея при себе паспортов (их уничтожили захватчики) и визовых документов!

Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года моряки-северяне с тридцатилетним стажем знают отлично, согласно ей они не имеют права покинуть судно в данной конкретной ситуации. Непонятно только, почему почти 2 месяца наши моряки – гражданские лица – должны поддерживать “жизнедеятельность судна” и находящиеся на нем “дрова” бесплатно?!

А теперь о нас. Наши семьи 2 месяца буквально лихорадит: месяц мы молили Бога о спасении моряков, второй месяц ждем разрешения ситуации. Все это время мы, женщины, серьезно болеем:

жена капитана – 2 недели находилась на больничном у невролога в дневном стационаре, на капельницах;

жена боцмана – 3 недели в дневном стационаре с гипертоническим кризом;

жена второго механика – обострение язвенной болезни, находится на больничном до сих пор;

жена старшего механика – нуждается в плановой операции, вынуждена отказаться от нее до возвращения мужа.

Ситуация зашла в тупик.

Мы очень долго ждали ее разрешения: обращались к судовладельцу, в государственные органы. Неравнодушен к проблеме остался только северный региональный профсоюз моряков. Мы, четыре отчаявшиеся женщины и наши дети, просим все компетентные организации, призванные защищать права человека, помочь нашим семьям немедленно вернуть домой наших ни в чем не повинных мужей.

Мы, с уважением,

жена капитана Зарецкая Елена Геннадьевна,
жена второго механика Кузнецова Ирина Валентиновна,
жена старшего механика Шумик Виктория Борисовна,
жена боцмана Волова Лидия Александровна.

Россия, Архангельск. 24.09.09″.

“МК” попросил прокомментировать ситуацию бывшего главного редактора издания “Морской бюллетень – Совфрахт”, эксперта по морским пиратам Михаила ВОЙТЕНКО.

– Вчера мне позвонили жены ребят, попросили перевести их письмо на английский и разослать в западные издания. Ждем реакции.

– Почему четырех членов экипажа до сих пор не вернут домой?

– Власти сами себя загнали в тупик. Понятно, что их версия о пиратах не состоялась – все действия властей опровергают ее. Пираты захватывают суда и сразу просят выкуп, да и такой секретности тогда не было бы – военные бы освободили моряков, привели судно в порт, пригласили бы журналистов, постучали себя в грудь – смотрите, какие мы молодцы, – и побежали дальше. А тут – такая тайна!

Но проблема в том, что Россия судно уже бросить не может. И избавиться от него тоже – судовладелец его принимать не хочет. Его тоже можно понять – после такой задержки он потерял кучу денег, да еще на нем висят иски от грузовладельца. И само судно требует ремонта. Такие расходы просто разорят небольшую компанию, в которой всего 6 судов! Владелец поставил государству условие о компенсации, но денег ему пока никто не дал, и не ясно, дадут ли… Российские власти либо “убедят” Солчарт принять судно, либо эта история надолго затянется. Потому что даже если вдруг решат выплатить компенсацию, то и тут возникнут проблемы. Как ее провести по бумагам? Какой государственной организации платить? Вот в чем тут проблемы, господа, а не в портовых сборах. Поэтому судно до сих пор и болтается в чужих водах.

Со всем прочим тоже сплошная неразбериха. То профсоюзы говорят, что четверка моряков на борту Arctic Sea ни с кем и не связывалась. То говорят, что связывалась, но вот опять у них отобрали телефоны. То испанские власти не пускают судно из-за присутствия на его борту вооруженных военных. То вдруг не пускают из-за каких-то разногласий с Мальтой, хотя она тут вообще пятое колесо. Только что одна газета написала, что беднягу Arctic Sea погнали куда-то дальше на север – не исключено, решили завести судно в Средиземное море и разбираться уже там.

– А что имели в виду жены, говоря про паспорта, которые уничтожили пираты?

– Мне тоже непонятно, я впервые слышу такую информацию от них. Возможно, документов действительно нет. Но тогда кто их забрал – не липовые пираты же! Им это не нужно. Значит, моряки в заложниках у наших же военных.

Тем временем журналисты британского издания выяснили, что за последние четыре года Arctic Sea неоднократно исчезал с экранов радаров на долгое время – от 14 до 20 дней.

– Выяснилось, что Arctic Sea регулярно заходил в алжирские порты Беджайя и Оран, и вроде бы заходов в этот период времени в порты других стран Северной Африки не было, – рассказывает Войтенко. – Англичане начали терзать судовладельца Солчарт. Ему задали вопрос: “Заходил ли Arctic Sea в другие порты Северной Африки кроме алжирских, а если да, то в какие?” Глава Солчарта бросил трубку.

Это может значить только одно – судно давно использовалось не по назначению. И не факт, что это было единственное подобное судно.