Прогрессирующий паралич Роскосмоса

progressiruyushhij-paralich-roskosmosa

В связи с двумя громкими авариями при запуске ракетоносителей, не сумевших вывести на расчетную орбиту российские корабли, Ю. Чайка поручил прокурору комплекса «Байконур» проверку исполнения закона при производстве космических аппаратов и их пуске.

Причины глобальных космических неудач будет расследовать не только генпрокуратура. Владимир Путин дал поручение кардинально поменять систему контроля и приемки космических аппаратов. Распоряжение премьера последовало после падения грузового корабля «Прогресс» и ракеты-носителя «Протон-М». В свою очередь, в Роскосмосе уже объявили о том, что в ближайшие дни будет сформирована постоянно действующая оперативная группа по проверке полного цикла изготовления космических средств.

Казалось бы, у России появился уникальный шанс хотя бы отчасти и на время вернуть себе статус космической державы номер один. После того как США свернули программу «Шаттл», наши космические корабли «Прогресс» стали безальтернативным поставщиком грузов на Международную космическую станцию, а пилотируемые «Союзы» — единственным средством доставки на МКС экипажей. И две подряд катастрофы наших кораблей — это не просто потеря имиджа передовой в космической отрасли страны, это настоящий позор. После последнего крушения «Прогресса», везшего грузы на МКС, космонавтам на орбите придется затянуть пояса. Несомненно, череда неудач России в космосе подстегнет американцев быстрее искать эффективную замену и своим «Шаттлам», и нашим «Прогрессам», и «Союзам». Россиянам остается лишь надеяться, что меры прокурорского реагирования будут эффективны и в будущем несчастье не постигнет на взлете один из «Союзов» с людьми на борту.

Действительно, за последнюю неделю у Роскосмоса случились две впечатляющие осечки: 24 августа у запущенной с Байконура ракеты «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М» на 325-й секунде отказала третья ступень носителя. Нарушение работы двигателя установки привело к невыводу «Прогресса М-12М» на расчетную орбиту. Обломки грузового корабля нашли в алтайской тайге.

Шестью днями ранее стартовавшая с того же Байконура с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Экспресс-АМ4» ракета-носитель «Протон-М» не вывела его на расчетную орбиту из-за сбоя в системе управления разгонного блока. Сейчас все работы, связанные с подготовкой пусков «Протон-М» и «Бриз-М», приостановлены до выяснения причин.

Если прибавить к двум указанным провалам три неудачных запуска спутников системы ГЛОНАСС в декабре 2010 года, общий ущерб для отрасли, подсчитанный «Коммерсантом», составил 16 млрд рублей. Первые оргвыводы последовали в конце апреля: генерал Владимир Поповкин сменил Анатолия Перминова на посту главы Роскосмоса. Правда, качественной разницы пока не видно. Что будет с руководством после новейших неудач, еще неясно.

Комментирует Александр Гольц, военный эксперт

Поскольку властям страшно дать самим себе правильный ответ на вопрос «Кто виноват?», проще всего «сурово насупить брови», как это сделал Дмитрий Медведев, потребовавший уволить ответственных за срыв гособоронзаказа.

На деле существуют системные проблемы, которые не лечатся наказанием отдельных виновных. Но попытка их решить потребовала бы кардинального пересмотра политики Владимира Путина в отношении высоких технологий. В нулевые годы впервые появились деньги вместе с ощущением, что наконец-то можно приступить к производству высокотехнологической продукции, прежде всего оборонной.

Однако решение, с точки зрения организации, было принято вне всякого здравого смысла — согнать все соответствующие предприятия в несколько больших «колхозов»: Роскосмос, объединенная авиастроительная корпорация, объединенная судостроительная корпорация, Росвооружение, «Алмаз-Антей» и другие. По большому счету это были карикатуры на советские оборонные министерства. То есть посреди рыночной стихии высились несколько вертикально интегрированных «башен».

Но любое изделие уровня космического корабля или подводной лодки требует огромного числа компонентов элементной базы. В условиях СССР эта база производилась на предприятиях, условно говоря, гражданского назначения — холодильники, вентиляторы, — но в год их «тираж» исчислялся единицами. На экономическую убыточность такого существования в советские годы было наплевать. А в «лихие 90-е» вся эта система субконтрактов умерла естественной смертью. Произошла конверсия, а кто в нее не вписался, исчез.

Вместо воссоздания этой кооперативной цепочки создали псевдосоветские аналоги, директора которых, обязанные хоть как-то кормить своих людей, «брали под козырек» и производили элементную базу на заводах конечной сборки, то есть полукустарно. Ни для какого специалиста не секрет, почему у той же самой «Булавы» всякий раз отказывает новый агрегат.

Вторая проблема — станочный парк, который уже 50—60 лет не обновлялся. Элементную базу для высокотехнологичной продукции на Западе купить не получается из-за милитаристской риторики российских верхов. Позиционируя США как возможного противника, ни от какого «идиота» мы не дождемся продажи нужных технологических элементов.

Наконец, наглядное старение кадрового состава — средний возраст работающих в инженерно-космической сфере 50—60 лет — ситуации тоже не улучшает. Хотя руководство корпораций (те же Чемезов и Погосян) вполне себе «в шоколаде», ибо постигло тончайшую науку — оставлять государству убытки, забирая доходы себе.

При такой политике ракета ничего не выведет на расчетную орбиту. Характерно, как отреагировал Сергей Иванов на требование Дмитрия Медведева разобраться с теми, кто провалил гособоронзаказ. Он вручил президенту список людей, часть которых уволилась ранее: по болезни или просто ушли в отставку.

Не стоит воспринимать всерьез грозный тон генпрокурора Юрия Чайки, который потребовал разобраться в причинах наших космических неудач. Дело привычно спустят на тормозах, найдя десятка два не самых мощных козлов отпущения.