Протоиерей Всеволод Чаплин: Кураев впал в грех

protoierej-vsevolod-chaplin-kuraev-vpal-v-grex

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Отец Андрей проникся концепцией соглашательства с грехом»

Известный пастырь подверг жесткой критике позицию о.Кураева по отношению к кощунницам из Pussy Riot

Протодиакон Андрей Кураев дал интервью газете «НГ-религии». На вопрос журналиста «С чем, по вашему мнению, связана в последнее время волна антицерковных выступлений?» отец Андрей ответил: «Думаю, что для христиан лучше думать, что дело в нас самих… Собственно говоря, у людей сегодня к Церкви претензия только одна и вполне понятная: Церковь судят за то, что она действует не по-церковному и не очень похожа на Церковь. Сейчас не советские годы, когда нас ненавидели просто за то, что мы Церковь. Сейчас, напротив, всплески неприятия поднимаются именно тогда, когда видят, что наши слова и дела расходятся уж слишком далеко.

Конечно, никто не может быть вполне идентичен тем моралям, о которых он читает. Люди знают это и готовы терпеть определенные расхождения. Но иногда расхождения слов, моральных требований к другим – и собственной жизни бывают слишком очевидны. Тогда рождается протест. Если же жизнь дает тысячи случаев мелких неправд в жизни “проповедников истины”, то эти частные недоумения-разочарования-протесты в итоге сливаются в одно мощное цунами. Не так давно оно снесло проповедников “кодекса строителя коммунизма”. Сейчас же набирает высоту волна, которая грозит обрушиться на вроде бы спокойные и безмятежные берега церковной жизни.

Чтобы разрушения были минимальны – надо эвакуировать население и ценности с угрожаемого побережья. Для этого надо честно понять, против каких именно наших деяний идет эта волна (слово “деяние” включает в себя не только действия, но и отказ от определенных и ожидаемых слов и действий), то есть какие наши деяния люди считают не соответствующими нашей же вере. Если нас критикуют за нашу верность Христу и Евангелию – надо встретить удар. Если же нас критикуют не Христа ради, а за нечто вполне мирское – можно от удара и уклониться. Например, с помощью объяснений или даже извинений. Или изменений ранее публично продекларированных тезисов.

Наши критики подставляют нам зеркало. Оно, может быть, и кривое, но боюсь, что и наше домашнее зеркало (наша самооценка) не всегда отличается особенной прямизной и честностью. Поэтому иногда бывает очень полезно посмотреть на себя чужими глазами и попробовать понять – можем ли мы если и не стать другими, но попытаться хотя бы говорить иначе.

Если нам говорят, что массовая реакция православных блогеров на выходку феминисток в храме Христа Спасителя была совершенно неадекватной и невероятно злобной, а мы в ответ продолжаем твердить, что они сами виноваты и должны быть наказаны, то у общества возникает вполне закономерный вопрос: почему христиане говорят о сложившейся ситуации с позиции прокуроров, а не христиан?

Людей возмутили две вещи. Первое – отсутствие ясной, жесткой и последовательной (то есть не разовой) пастырской (архипастырской) реакции, осаживающей погромные мечтания изрядной части православных блогеров. Второе – решительный пересмотр христианской концепции прощения и возгревание кампании солидарности-в-ненависти, проходящей под лозунгом “Не забудем, не простим!»

Протодиакон пояснил, что под «пересмотром христианской концепции прощения» он понимает тезис о том, что нельзя даровать прощение тому, кто о нем тебя не просит. По его словам, «вопрос о прощении – это вопрос моей личной внутренней гигиены».

Высказывания о.Андрея Кураева прокомментировал в интервью порталу Regions.Ru глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты протоиерей Всеволод Чаплин.

По его мнению, «критика бывает справедливой, когда священнослужитель или мирянин, который ассоциируется с Православием, делает что-то безнравственное. Но ничего общего с безнравственностью не имеют вещи, за которые нас сейчас пытаются ругать: украшение храмов, устроение достойных резиденций для епископов, торжественность богослужения, богослужебных облачений. Все это органичная часть православной традиции, которая являет миру Христа и как Царя, и как милосердного Отца и грозного Судию, которому, как мы знаем из Апокалипсиса, могут быть свойственны гнев и ярость».

«На самом деле, большинство тех, кто сейчас выступает против Церкви, просто не могут спокойно слышать слова о том, что грех осуждается Богом, что от него нужно отказаться, в нем нужно раскаиваться, что его нельзя совершать, что настоящее счастье не в свободе для греха, а во внутренней свободе от него. Многие, не будучи готовы расстаться со своими грехами, выдумывают самые разные поводы для того, чтобы обрушиться на тех, кто говорит им правду, которая должна изменить их жизнь», – справедливо отметил пастырь.

«Да, дискуссия в блогосфере по поводу кощунства в храме Христа Спасителя была не самой культурной с обеих сторон: сыпались угрозы, брань, призывы к расправе, – продолжил отец Всеволод. – Я надеюсь, что эта дискуссия будет становиться у нас более цивилизованной, что православные христиане проявят мужество и силу отвечать на выпады и злобу так, чтобы те, кто все это произносит, действительно поняли, что они неправы, и изменились бы, а не озлоблялись еще больше. Такая возможность всегда есть. Как-то пристыдить человека, сопоставить его с лучшими примерами из нашей истории и культуры, наконец, докопаться до корня его собственных духовных проблем, которые часто связаны с блудом, наркотиками, алкоголем, ложью, коррупцией, душевными болезнями, – вот это опрокидывает бесовщину и неправду гораздо сильнее, чем ответная брань».

«Но, на мой взгляд, к сожалению, отец Андрей, который проводит много времени в этой интернет-среде, слишком проникся той концепцией соглашательства с грехом, которой сейчас пытаются заменить настоящее прощение. Прощения без покаяния не бывает. Сам Господь говорит о согрешающих против нас: «Если покается, прости ему». Слова совершенно однозначные. Причем это говорится о наших личных недругах. В тех случаях, когда грешник не раскаивается и упорствует во грехе, Господь говорит о том, что его ждут вечные муки. Это совершенно однозначные евангельские слова. Все попытки заретушировать эту горькую правду, не замечать, а тем более спорить с нею, делают постхристианское богословие антихристианским», – подчеркнул пастырь

«Сам Господь не прощает грешника без покаяния, – напомнил священник. – Об этом в Евангелии говорится далеко не один раз. Упорствующих в грехе Господь сравнивает с нечистыми животными, называет их проклятыми, обрекает их на вечные мучения с диаволом и его ангелами. Так что Божие прощение имеет пределы и пределы очень жесткие. Более того, Господь говорит, что многие идут путем, ведущим в погибель, – лишь немногие идут узким путем в Царствие Небесное. Нравится это отцу Андрею или нет, Господь говорит, что многие погибнут. Какой именно процент, я не знаю. Очевидно, по крайней мере, 51%. И значит, милосердие Божие не простирается на большинство людей, которые являются не кающимися грешниками. Молчать об этом или пытаться спорить с этим значит пытаться спорить с Евангелием – потому что это говорит Премилосердный Господь».

«На самом деле, нужно стараться духовным взглядом оценивать события этого мира. Настоящее благо для человека – это достойное приготовление его к вечной жизни, которое может осуществляться и через страдания, и через болезни, и через стихийные бедствия, и через тюрьму, и через ломку всех ложных жизненных целей и приоритетов, и через мучительное расставание с тихим обывательским мирком. Когда все это происходит в жизни и служит ко спасению, значит все это были проявления Божией любви. Именно такова Божия любовь. Она не имеет ничего общего с поглаживанием по головке, не зависящим от того, что человек творит и думает», – заключил протоиерей Всеволод Чаплин.