Вчера туристический рынок Ст.Петербурга был встревожен сообщением о попытке захватка террористами чартера, вылетевшего во вторник из Анталии в Северную столицу. Однако как выяснилось, попытка угона самолета Airbus-320 авиакомпании «Turkish Airlines», на борту которого находились 167 туристов, фактически была виртуальной, а предпринял её не в меру напившийся турист.
Как сообщило управление гражданской авиации Турции, при пролете лайнера над Черным морем один из пассажиров заявил, что он опоясан взрывным устройством и попытался пройти к кабине пилота. При попытке угонщика приблизиться к кабине один из пассажиров обезвредил его. По словам сотрудника администрации аэропорта Пулково, по прибытии лайнера в Северную столицу в 15:20 мск в соответствии с расписанием, незадачливого угонщика вывели из самолета и передали милиции. Российские правоохранительные органы уточнили, что задержанный в аэропорту хулиган Яса Рашидов является уроженцем Узбекистана 1956 года рождения. При этом остальных туристов в течение часа прибывшие следователи не выпускали из самолета: все они были обысканы и допрошены. Позже выяснилось, что пострадавший чартер был зафрактован туроператором «Пегас Туристик».
Стоит отметить, что эксперты считают турецкие аэропорты более чем хорошо оснащенными в плане систем безопасности и досмотра пассажиров. Поэтому в реальности пронести на борт самолета оружие или взрывчатку там практически невозможно. «Вообще система обеспечения безопасности в турецких аэропортах находится на высшем уровне. Ведь не стоит забывать о постоянной напряженности в стране в связи с курдским вопросом, который вынудил власти обезопасить свои авиационные линии максимально возможным образом. Особенно меры безопасности были ужесточены после захвата в Турции одного из самолетов чеченскими террористами в 90-х годах», – пояснил Геннадий Косарев, директор по продажам компании «ВКО-групп». Например, в Турции далеко не каждый автомобиль может попасть на территорию аэропорта: он обязательно должен иметь спецпропуск для такого въезда. Неукоснительно соблюдается и тщательный досмотр пассажиров: при входе в аэропорт каждый из них проходит через металодетектор, а весь багаж в обязательном порядке просвечивается. В нулевой зоне процедура повторяется, но уже с большей тщательностью, проводится также процедура просвечивания обуви, а также личный досмотр. «Такие меры уже действуют в Турции очень давно и доказали свою эффективность – в последние годы в стране практически не было ни одного инцидента на авиатранспорте с участием иностранных туристов», – добавил Геннадий Косарев.
НАША СПРАВКА: Приводим подборку всех инцидентов по захвату самолётов, произошедших в период с 2003 по 2008 годы, которую составило РИА «Новости».
2003 год 5 января неизвестный мужчина угнал одномоторный спортивный самолет «Сесна» во Франкфурте на Майне (Германия). Угонщик угрожал врезаться в здание Европейского центрального банка. Инцидент был благополучно разрешен, угнанный самолет приземлился в международном аэропорту Франкфурта на Майне. 2 февраля китайские официальные источники сообщили о том, что в Китае предотвращена попытка захвата пассажирского авиалайнера СА1505, принадлежащего ведущей авиакомпании КНР «Эйр Чайна», и выполнявшего рейс по маршруту Пекин Фучжоу. Преступник пронес на борт самолета «обычную канистру с легко воспламеняющейся жидкостью», которую выплеснул в проходе и объявил о захвате самолета. Угонщик потребовал направить самолет на Тайвань. Вскоре он был обезврежен находившимися на борту самолета офицерами безопасности. 20 марта был угнан кубинский пассажирский самолет «Ди си 3». Самолет был угнан шестью пассажирами, угрожавшими ножом пилоту и попросившими затем политического убежища в США. По заявлению кубинских властей, на борту угнанного лайнера находился 31 пассажир, в том числе пятеро детей, а также 5 членов экипажа и один представитель службы безопасности. Самолет приземлился в городе Ки-Уэст (штат Флорида) в сопровождении американских истребителей. 29 марта самолет одной из турецких компаний, следовавший рейсом Стамбул Анкара и имевший на борту не менее 203 человек, сразу после взлета был захвачен преступником. Угонщик, страдающий психическими отклонениями, потребовал освобождения из тюрьмы своих родственников и направления лайнера в Берлин. Во время промежуточной для дозаправки посадки в Афинах с угонщиком были начаты переговоры, завершившиеся добровольной сдачей последнего сотрудникам правоохранительных органов. В ночь на 1 апреля неизвестным был захвачен самолет АН 24 кубинской авиакомпании. На его борту было 46 человек, в том числе 6 детей. Угонщик, угрожая двумя гранатами, потребовал, чтобы самолет летел в американский город Майами. Однако самолет вынужден был совершить посадку в Гаване, поскольку долететь до территории США у него не хватало топлива. 1 апреля самолет приземлился в аэропорту американского города Ки-Уэст, на юге Флориды. 2004 год 26 июля была предпринята попытка угона пассажирского авиалайнера Боинг 737-300, выполнявшего рейс из Пекина в город Чанша в Китае. Один из пассажиров самолета (как выяснилось впоследствии, душевнобольной) потребовал от экипажа изменения курса в сторону Южной Кореи. Самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту Чжэньчжоу, после чего нарушитель был арестован сотрудниками правоохранительных органов. 25 декабря пассажир самолета, выполнявшего регулярный пассажирский рейс из северного китайского города Харбин в город Сямынь (юго восток Китая), приставил нож к собственному горлу и, угрожая самоубийством, потребовал от экипажа самолета изменения курса в сторону Тайваня, но был оперативно обезоружен. 2005 год 12 сентября на юге Колумбии был угнан самолет с 20 пассажирами на борту. Самолет принадлежал колумбийской авиакомпании «Эйерс». Он был захвачен двумя мужчинами, которые угрожали взорвать гранаты. Угнанный самолет приземлился в Боготе. В середине сентября 2005 г. в Окленде (Новая Зеландия) мужчина захватил на земле небольшой самолет, поднял его в воздух, а затем вышел на связь с полицией и объявил о намерении протаранить одну из городских достопримечательностей башню «Скай тауэр», но промахнулся и упал в море. 2006 год 17 июня один из пассажиров самолета, принадлежавшего южноафриканской компании «South African Airways» и следовавшего рейсом Кейптаун Йоханнесбург, предпринял попытку прорваться в кабину пилотов, однако был перехвачен и до кабины не добрался. Самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту вылета Кейптауне. 3 октября был захвачен пассажирский самолет Boeing-737-400 авиакомпании «Турецкие авиалинии» (Turkish Airlines), летевший из Тираны в Стамбул. На борту лайнера находились 107 пассажиров, в том числе 80 албанцев, и шесть членов экипажа. Лайнер совершил экстренную посадку в Италии, вскоре после которой угонщик 28 летний турецкий гражданин Хакан Экинджи сдался местным властям. 2007 год 15 февраля пассажирский самолет Боинг 737 «Мавританских авиалиний», на борту которого находились 71 пассажир и 8 членов экипажа, был захвачен во время выполнения внутреннего рейса из столицы Нуакшота в северный город Нуадибоу. По данным мавританской полиции, первоначально вооруженный угонщик потребовал изменить курс и направить лайнер в Париж. Однако экипажу удалось убедить его, что для столь дальнего перелета не хватит горючего. В итоге самолет совершил посадку на военном аэродроме Ганго, расположенном рядом с международным аэропортом Лас-Пальмаса на Канарских островах. После посадки самолета в Лас-Пальмасе угонщик был арестован испанскими службами безопасности. 30 марта преступник, вооруженный холодным оружием, ворвался в кабину пилотов самолета суданской авиакомпании с 210 пассажирами на борту, следовавшего рейсом из Триполи (Ливия) в Хартум (Судан). Самолет находился в воздухе примерно за полтора часа до посадки в Хартуме. Террорист потребовал, чтобы там ему предоставили возможность встретиться с послами США, Великобритании и представителями прессы. На земле самолет ожидали бойцы спецназа, которые выступали в роли журналистов. Никто из пассажиров не пострадал. 10 апреля преступник, угрожая якобы имевшимся у него взрывным устройством, потребовал посадить Боинг 737 турецкой авиакомпании «Пегас», следовавший по маршруту Диярбакыр Стамбул, в Анкаре. По признанию угонщика, перед этим он увидел сон о падении пассажирского самолета и своими действиями «просто хотел спасти пассажиров и экипаж лайнера». Угонщик арестован. Никто из находившихся в самолете 178 человек не пострадал. 18 августа два вооруженных преступника захватили самолет турецкой авиакомпании «АтласДжет», совершавший рейс Никосия (Северный Кипр) – Стамбул (Турция), и потребовали посадить его в Иране или Сирии. Пилоты заявили угонщикам, что для перелета им требуется дозаправка и посадили воздушное судно в аэропорту Анталии. Сначала угонщиков удалось убедить отпустить часть из 136 пассажиров, а затем после переговоров, которые длились 4.5 часа, властям удалось убедить преступников отпустить остальных пассажиров и сдаться. 2008 год 26 августа был захвачен Боинг-737 суданской авиакомпании «Сан Эйр», на борту которого находилось порядка 95 человек. Самолет выполнял внутренний рейс из города Ньяла (провинция Дарфур) в столицу страны Хартум. Лайнер совершил посадку в ливийском аэропорту Куфра посреди пустыни в тысяче километрах от столицы Ливии Триполи. Посадка была вынужденной, так как у самолета уже заканчивалось горючее. После длительных переговоров угонщики суданского самолета согласились освободить женщин и детей, а в итоге отпустили всех заложников, в сами сдались ливийском властям. Кирилл Артамонов, Артем Поварской