Пятно на репутации. Нефтяное

pyatno-na-reputacii-neftyanoe

Барак Обама, посетив штат Луизиана, назвал разлив нефти у берегов Луизианы “беспрецедентным по масштабам экологическим бедствием”. Глядя на черные трупики бакланов и «обуглившихся» дельфинов, понимаешь, что президент США прав. Но, с точки зрения статистики, нынешняя катастрофа – не первая и не последняя. Аварии и утечки на подводных нефтепроводах происходят регулярно и повсеместно. Мексиканский залив, увы, держит тут пальму первенства…

Ежегодно в воду попадает почти 1,5 млн. кубических метров нефти и нефтепродуктов, и около 45% утечек имеют естественные причины (например, нефть из подводных пластов самопроизвольно изливается в море). Консалтинговая фирма Cutter Information Corporation проанализировала, в каких регионах планеты наиболее часто происходят разливы нефти. В рамках исследования была проверена статистика за период с 1960-го по 2005 год, причем учитывались только достаточно крупные аварии, в результате которых в воде оказалось более 10 тыс. галлонов (34 тонн) нефти и нефтепродуктов.

Как оказалось, с подобными проблемами сталкивались 112 государств мира (ныне в состав ООН входят 192 государства). Однако наибольшее количество аварий происходило в Мексиканском заливе, вблизи северо-восточного побережья США, в Средиземном море, в Персидском заливе и в Северном море.

По подсчетам Национального Исследовательского Совета США National Research Council, примерно 5% нефти попадает в моря, океаны и озера в результате процесса добычи и производства. Транспортные аварии (танкеры, нефтепроводы и пр.) обеспечивают 22% подобных разливов. Остальная нефть попадает в воду в результате сотен и тысяч мелких аварий и утечек, которые зачастую не замечаются прессой, властями и правоохранительными органами: их причиной может быть, например, протекающий бензобак на катере или неадекватно работающие очистные сооружения.

Еще одна консалтинговая фирма – TINA Consultants, занимающаяся предотвращением утечек нефти с нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих предприятий и трубопроводов, подсчитала, что за период с 1995 по 2005 год на каждый 1 млн. тонн добытой или хранимой нефти, приходилось 0,94 утечек, в результате которых в море-реку-озеро попадало 3,06 тонны нефти или нефтепродуктов. При этом, чем старее оборудование, тем чаще случаются утечки, и тем масштабней они.

Наконец, Агентство по охране окружающей среды Environmental Protection Agency утверждает, что, несмотря на все усилия, ежегодно в США фиксируется 14 тыс. разливов нефти, для ликвидации последствий которых требуются тысячи специалистов.

Крупнейший разлив нефти в человеческой истории не был результатом аварии и произошел в 1990 году, когда Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров.

Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1,5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км поверхности залива и загрязнила около 600 км побережий. Для того чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

А вот крупнейшая до сих пор авария в Мексиканском заливе произошла в 1979 году. Тогда с нефтяной платформы Ixtoc вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия.

Когда схлынула первая волна ажиотажа вокруг аварии нынешней, эксперты принялись раздавать успокоительные комментарии. «Утечка нефти в Мексиканском заливе – плохая новость, никто не спорит, – пишет The New York Times. – Но так ли все ужасно? Некоторые ученые уже предсказали апокалиптически мрачные картины: тысячи миль не подлежащих восстановлению заболоченных участков и пляжей, прекращение рыболовства на несколько сезонов, гибель наиболее уязвимых видов и отраслевой экономический упадок на десятилетия. А другие предположили, что нефтяное пятно может попасть в круговое течение залива, что посеет хаос на атлантическом побережье.

Однако в понедельник ветер отогнал нефтяное пятно в сторону, подальше от течения, так что худшие последствия утечки еще не дали о себе знать, – сообщает издание. – И, если усилия по устранению последствий принесут хотя бы частичный эффект, и погода окажется благоприятной, худшего можно будет избежать…».

Безусловно, Луизиана очень пострадала с экономической точки зрения. Американские власти наложили временный запрет на рыболовство в загрязненной нефтью зоне Мексиканского залива. И рыбаки штата, ежегодно получающие $3 млрд. и поставляющие на рынок треть всех потребляемых в США морепродуктов, уже подали коллективный иск против BP, Transocean (владельца платформы) и Halliburton Energy.

Кстати, поиск виновного упреками в адрес British Petroleum не ограничился. Хотя руководство BP заверяет, что берет на себя все расходы по очистке и обязуется выполнить “любое законное и объективно поддающееся проверке требование по возмещению потерь и ущерба, связанных с загрязнением морских вод”, основную вину за экологическую катастрофу оно возлагает на швейцарскую компанию Transocean. Как пишет La Stampa, именно Transocean, которая построила взорвавшуюся нефтяную вышку, владеет ею и управляет работами на ней, пользуется в нефтедобывающих кругах печальной славой по причине неоднократных инцидентов на принадлежащих ей объектах.

Между тем специалисты пытаются найти решение проблемы. Предлагается создать цементный колокол для того, чтобы сдерживать поток нефти и откачивать ее на поверхность. Второй вариант, более перспективный, но более трудоемкий – бурение параллельной скважины, чтобы можно было контролировать основную. Британские эксперты рассматривают вариант применения растворителей в местах, где нефть выбивается из поврежденной скважины.

Правда, все технические решения, которые предлагаются в данной ситуации, – это эксперименты ученых. Всего названы пять способов ликвидации последствий взрыва на нефтяной платформе. Причем, поскольку неизвестно, какой из предложенных вариантов решений правильный, работа ведется по всем направлениям.

Так, в BP не оставляют надежды перекрыть противовыбросовый превентор на поврежденной скважине с помощью подводных роботов. До сих пор подобные попытки к успеху не привели. Также специалисты компании строят специальные подводные камеры, которыми будут накрыты места утечек. С помощью этих камер нефть будет откачиваться из скважины в нефтеналивные суда.

Также в BP заявили о начале бурения перехватывающей скважины, которая на глубине около 4 км пересечется с поврежденной скважиной и направит нефть из нее по новому руслу. На эту работу уйдет, как предполагается, около 3 месяцев.

Помимо этого, специалисты компании начали сбрасывать дисперсирующие вещества непосредственно над местом основной утечки, что, как ожидается, позволит прибить нефть ко дну и снизить скорость распространения углеводородов по Мексиканскому заливу. Еще одним методом ликвидации утечки стала установка дополнительного противовыбросового превентора поверх уже существующего, однако есть опасения, что такая мера может вызвать дальнейшее повреждение скважины.

Тем временем губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер объявил, что отказывается от планов по бурению новых скважин на континентальном шельфе. К такому решению он пришел после того, как увидел телевизионный репортаж о нефтяном пятне в Мексиканском заливе и его пагубном влиянии на экологическую обстановку в регионе.

Шварценеггер пояснил, что его прежние планы по разработке новых месторождений были основаны на данных исследований, однако после недавнего разлива нефти он понял, что не готов идти на риски, связанные с бурением скважин на шельфе. Между тем сторонники разработки новых месторождений утверждают, что нефть разлилась на месте работы плавучей платформы, в то время как проектом, от которого решил отказаться Шварценеггер, предусматривалось сооружение стационарных платформ.