Ракета и люстрация

Нашли мы, конечно, время для люстрации. Второй день подряд мировые СМИ обсуждают, кто виноват в катастрофе ракеты-носителя Antares с космическим грузовым кораблем Cygnus, которая разнесла в щепки американский космодром Уоллопс, обвалила акции корпорации Orbital Sciences и разорила страховые компании. Вариантов ответа три: американцы, русские и мы, украинцы. Все три страны приложили руку к созданию этого аппарата. 4 ноября причины взрыва должны обсуждаться на встрече глав космических агентств упомянутых стран. Но выступать от имени Украины некому. В рамках люстрации уволен не только Герой Украины Юрий Алексеев, но и его первый зам.

Думаю, о нынешнем периоде в жизни страны еще будет написано много обобщающих аналитических исследований, сатирических пьес и сценариев для трагикомедий. Но судьба распорядилась таким образом, что пока нам приходится в нем жить. А жить в эпоху перемен, как правильно отмечали китайцы, это дело незавидное. В чем приходится убеждаться постоянно.

Мы уже писали о люстрации и о том, что старт этой кампании привел к параличу работы госаппарата. На днях тема получила логичное продолжение. В Америке взорвался космический корабль. Точнее, ракета-носитель Antares с грузовым кораблем Cygnus, который должен был доставить на МКС более двух тонн груза. Это произошло в прямом эфире: трансляция старта велась на сайте NASA.

Неприятность заключается в том, что изначально ракета Antares является совместной разработкой США и Украины при участии России. Основным «хозяином» ракеты была корпорация Orbital Sciences: ее акции на Нью-Йоркской бирже рухнули на 18% после новостей о взрыве.

Но самое неприятное заключается в том, что ракета упала прямо на пусковую площадку и вызвала сильный пожар. Космодрому Уоллопс нанесен колоссальный ущерб, а стартовый комплекс фактически уничтожен. В этом свете бодрое заявление астронавтов с МКС о том, что они обеспечены продовольствием до марта 2015 года, не может не радовать: очередной старт с Уоллопса будет возможен, скорее всего, не раньше весны-лета следующего года. Как шутят в соцсетях, придется доедать, что есть.

Не до шуток страховым компаниям. Ракета была застрахована и перестрахована всеми ведущими конторами в данной сфере. Но даже финансовая мощь меркнет перед масштабом возможных расходов. Цифры называют от $2 до $5 млрд. Это минимум и максимум ущерба, который может быть нанесен космодрому, ракете, кораблю, собственникам сгоревшего оборудования и космонавтам. Естественно, впереди большой и увлекательный поиск виновного. И Украине очень важно в этой ситуации вовремя защититься от нападок. Не факт, что нам выкатят материальные «предъявы» за ракету, но репутационные потери могут оказаться колоссальными. Не мешало бы и участие Украины в расследовании инцидента. Но кто будет об этом договариваться, если в космическом агентстве нет руководства – оно люстрировано?

Тем временем СМИ потихоньку начинают формировать собственный расследовательский пул вокруг катастрофы Antares-Cygnus. Масла в огонь любопытства подливает заявление NASA, что перед стартом никаких неполадок зафиксировано не было.

Согласно информации из открытых источников, разработчиком ракеты-носителя Antares является американская компания Orbital Sciences Corporation. Однако разработка ее первой ступени была поручена днепропетровскому КБ «Южное». А двигатели AJ-26 являются модификацией двигателей НК-33 производства российского СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Поэтому потенциальных претендентов на звание «отца аварии» трое.

По одной из версий, озвученной масс-медиа, причиной аварии стали двигатели первой ступени украинского производства. На Южном машиностроительном заводе эту версию опровергли. Но опровергнуть причастность к сборке ракеты не смогли, поскольку этот факт общеизвестен и о нем с гордостью сообщается на сайте КБ.

Более того, во время предыдущих успешных запусков (а таких было три) завод справедливо хвастался своим участием в международном проекте и называл других подрядчиков с украинской стороны.

«22 апреля 2013 года в 00 часов 00 минут по киевскому времени из Центра космических полетов на острове Уоллопс, расположенного в Атлантическом океане в 240 км от Вашингтона, успешно проведен первый пуск новой ракеты-носителя «Антарес». Головной разработчик РН – корпорация Orbital Science Corporation (США).

РН предназначена, в первую очередь, для доставки грузов на Международную космическую станцию, а также для запуска коммерческих и государственных космических аппаратов. Ракета-носитель состоит из двух ступеней и космического грузового корабля «Сигнус» (третья ступень).

Основная конструкция первой ступени РН «Антарес» разработана конструкторским бюро «Южное», изготовлена Южным машиностроительным заводом в кооперации с украинскими предприятиями «Хартрон-АРКОС» (Харьков), «Киевприбор» (Киев), «Хартрон-ЮКОМ» (Запорожье), «ЧЕЗАРА», «РАПИД» (Чернигов) и др.

Подготовка РН «Антарес» к пуску, ее испытания и пуск выполнены при участии специалистов ГП «КБ «Южное», ГП «ПО ЮМЗ», НПО «Хартрон-АРКОС» (конец цитаты).

Короче говоря, мы там поработали плотно и основательно. Большой группой предприятий. В случае необходимости будет кого делать «козлами отпущения».

Российская сторона в свою очередь фактически опровергает свое основательное участие в строительстве ракеты. А также минимизирует наше. Как считает редактор журнала “Новости космонавтики” Игорь Афанасьев, “Антарес” – это не американско-украинская, а чисто американская ракета, при изготовлении которой были использованы некоторые элементы, сделанные в России и на Украине.

Судя по всему, российских элементов было меньше или по отношению к ним нет явных подозрений. Во всяком случае, российский производитель двигателей – ОАО “Кузнецов” – сообщил, что от американской стороны пока не поступали обращения с просьбой помочь в расследовании причин взрыва ракеты.

В то же время Украину представители Orbital Sciences Corporation для участия в следствии уже пригласили. В частности, приглашение адресовано украинскому госпредприятию «Конструкторское бюро „Южное“ им. М.К. Янгеля». Формальность или звоночек?

Дать ответ на этот вопрос должна первая встреча руководителей космических агентств России, Украины и США 4 ноября. Но Украину на этом «разборе полетов» представлять некому: выдающийся ученый, академик в сфере космической отрасли, председатель Государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев люстрирован с должности по формальным признакам. Его единственная вина, как я уже писал, заключается в том, что он руководил агентством много лет – и при Кучме, и при Ющенко, и при Януковиче. Заодно уволен и его первый заместитель. А остальные «спецы по космосу» разбежались в отпуск и на больничный, чтобы оттянуть волнующий люстрационный момент.

Пока на космодром, насколько я знаю, вылетели эксперты из КБ «Южный». Им предстоит участвовать в поиске ответа на вопрос, неисправность какого элемента ракеты Antares привела к ее крушению. Как говорится, без прикрытия со стороны государства и его влиятельных чиновников. Государству нашему, сами понимаете, не до ракеты. И уже тем более не до «Южмаша». А единственные чиновники, хоть что-то реально понимающие в технической специфике вопроса, люстрированы во имя демократии. Как по мне, идиотизм, по своей яркости соперничающий со взрывом ракеты.