Неисправности в системе энергоснабжения самолета Ту-154Б-2, который 1 января сгорел в Сургуте сразу после запуска двигателей, возникли еще за сутки до ЧП, сообщили в минувшую субботу представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Об этом стало известно после предварительного анализа информации, зафиксированной параметрическими самописцами.
Напомним, что 2011 год начался в России с очередного трагического происшествия, в результате которого погибли и серьезно пострадали люди. Самолет Ту-154 компании «Когалымавиа», выполнявший рейс 348 Сургут – Москва, загорелся в первый день нового года в сургутском аэропорту, как только начал выруливать на магистральную дорожку. Как говорили спасшиеся пассажиры, почувствовав запах дыма, они вылезали из самолета буквально по головам друг друга. У последних выбравшихся лица были черны от копоти. «При запуске двигателя произошла какая-то неполадка и загорелась обшивка самолета. Запасные выходы долго не открывались. У людей началась настоящая паника, некоторые рвались прямо через огонь», – рассказал журналистам один из пассажиров, солист группы «На-на» Владимир Политов. «Только сели в самолет, только стали разворачиваться, как самолет загорелся. Трап не открылся, прыгать пришлось. Стюардессе ногу сломали, когда толпа выходила», «помню, что стою, толпа бежит, дым. Я думаю, как бы на меня никто не наступил, наклонила голову, поползла, потом – по крылу, и спрыгнула вниз», рассказывали другие пассажиры.
Самолет полностью сгорел. После взрыва баков произошел разлив топлива на площади в тысячу квадратных метров.
На борту находилось 116 пассажиров, в том числе девять детей, а также восемь членов экипажа и еще десять работников авиакомпании. В результате возгорания три человека погибли, более сорока получили травмы разной степени тяжести, главным образом ожоги и отравления продуктами горения. Спустя десять дней после происшествия 10 пострадавших по-прежнему находились в больницах, один из них – в тяжелом состоянии. Если бы самолет успел подняться в воздух, вряд ли кому-то из пассажиров или членов экипажа удалось бы уцелеть.
Как заявили в Уральском следственном управлении, точные причины случившегося будут названы не ранее чем через месяц, поскольку еще не все необходимые экспертизы назначены и проведены. В настоящее время проводится 25 судебно-медицинских экспертиз для определения степени тяжести вреда здоровью пострадавших, а также 3 экспертизы по телам погибших. Изначально рассматривалось несколько версий катастрофы: техническая неисправность самолета, некачественное топливо, нарушение правил пожарной безопасности и террористический акт. Возможность теракта не исключил, в частности, летчик-испытатель Магомед Толбоев. Более того, по словам Толбоева, он не видит других возможных причин возгорания Ту-154. Однако вскоре от версии теракта отказались. По крайней мере, официально она больше не упоминается.
5 января в Сочи президент Медведев встретился с министром транспорта Игорем Левитиным. Встреча была посвящена подготовке транспортной инфраструктуры этого города к Олимпиаде 2014 года. Однако при обсуждении реконструкции аэропорта Сочи, который Медведев и Левитин накануне посетили, глава государства вспомнил о трагедии 1 января и осведомился о ходе расследования.
«Эти самолеты не новые, и если будет выявлено, что это общий дефект, то нужно подумать над дальнейшим использованием этого типа самолетов либо провести необходимую капитальную реконструкцию системы электроснабжения, потому что произошло событие неприятное, трагическое. Я надеюсь, что и вы, и другие правительственные структуры окончательно разберетесь в причинах этой аварии и доложите предложения по устранению причин и последствий аварии. Все необходимые гарантии и компенсации, установленные законом, естественно, должны быть выплачены в том порядке, который утвержден», – заявил Медведев.
«Когалымавиа» уже заявила, что выплатит каждому пассажиру по 20 тысяч рублей. Семьи троих погибших получат от страховой компании по два миллиона рублей. Для пострадавших величина страховки будет зависеть от тяжести полученных травм.
Между тем самолеты Ту-154Б, эксплуатация которых на данный момент приостановлена, действительно не новые. Если бы в них имелись системные дефекты, они бы давно проявились. Очередное трагическое происшествие демонстрирует другие системные дефекты: а именно «паршивую эксплуатацию». Так выразился все тот же Магомед Толбоев, когда всего месяц назад комментировал другое авиапроисшествие. 4 декабря прошлого года самолет компании «Авиалинии Дагестана» Ту-154 вылетел из московского аэропорта Внуково в Махачкалу. Вскоре после вылета у него отказали два двигателя, навигационное оборудование и генераторы. Самолет совершил жесткую аварийную посадку в Домодедово, в результате двое пассажиров погибли, несколько десятков пострадали. «Самолетам не дают новые двигатели, новое оборудование – просто экономят. Если выходит ресурс самолета, то его надо снимать с линии. А у нас из последних сил эксплуатируют, чтобы самолет окупал себя десятки раз», – сказал тогда Толбоев. Официальные причины остановки двигателей Ту-154, летевшего в Махачкалу, до сих пор не объявлены.
Потому нет уверенности в полном и объективном расследовании и сургутской катастрофы. А главное, нет никакой уверенности, что способы эксплуатации разработанной и произведенной еще в советские времена авиатехники изменятся. И уж тем более, что отечественный российский авиапром окажется способен к новым прорывам. Тот же «Суперджет», который лишь условно можно назвать чисто российским самолетом (тормоза – фирмы «Гудрич», гидросистема – компании «Паркер». Электросистемы – «Артус», САФТ и «Лич Интернэшнл». Бортовая электроника – фирмы Thales), несмотря на огромные затраченные средства, так и не пущен в серийное производство.