На Камчатке 29 моряков, большинство из которых россияне, оказались в заточении в родном порту. Полтора месяца экипаж траулера, арестованного за браконьерство, не может сойти на берег. Покинуть судно команда имеет право только после прохождения пограничных процедур, а для этого компании-судовладельцу нужно оформить необходимые документы. Но делать этого бизнесмены не хотят.
Моряки рыболовного траулера “Андрей Смирнов” находятся на своем корабле будто в заточении. Полтора месяца судно простаивает на рейде Петропавловска, и хотя до порта буквально рукой подать, родная гавань для них теперь все равно, что нейтральные воды. Сходить на берег экипажу запрещено, а подниматься на борт имеют право только пограничники.
Член экипажа судна Евгений Хрусталев высказал свое мнение: “Арестовали нас – так поставьте к причальной стенке и разбирайтесь, а экипаж распускайте, потому что эти разбирательства продлятся еще уже не один месяц”.
Арест на судно наложили еще в октябре. В море в течение двух дней на траулере не работала система позиционирования, что дало основания контролирующим органам заподозрить экипаж в вылове неучтенного краба. По прибытии в порт было заведено административное дело, но решения по нему нет до сих пор. Старший инспектор Государственной морской инспекции Станислав Гобачев поясняет: “В связи с тем, что не были готовы результаты технических и биологических экспертиз, для того, чтобы определить предмет административного правонарушения, срок был продлен до 23-го декабря”.
На борту траулера сейчас находятся 29 моряков, в том числе, восемь граждан Индонезии. Въезд в Россию для них пока закрыт, в соответствии с законом, экипаж продолжает числиться в загранплавании. Чтобы отправить рыбаков по домам и даже просто пополнить запасы продуктов и пресной воды, необходимо заявление судовладельца. Часть команды утверждает, что наниматель намеренно не списывает их на берег. “Говорят, пока нам замену не предоставят, они ничего не сделают. А кто пойдет на арестованное судно?”, – говорят члены экипажа.
Руководство рыбодобывающей компании считает претензии команды надуманными, а проволочки объясняют сложным оформлением документов. Например, закупленный для судна провиант необходимо задекларировать как для отправки в другую страну. Генеральный директор компании-судовладельца Александр Куваев возмущается: “Таможня отказывает под любым предлогом. Да, есть закон, но это ведь продукты питания, а не какой-то груз”.
История с траулером “Андрей Смирнов” – первый случай на Камчатке, когда в подобную ситуацию попадают российские моряки. Обычно брошенными на рейде остаются экипажи арестованных за браконьерство судов под так называемыми “удобными” флагами небольших африканских государств, оформленных на подставные фирмы. На сегодняшний день своеобразный рекорд принадлежит интернациональной команде траулера “Эри Кристина”: индонезийцы, китайцы и вьетнамцы восемь месяцев скитались по акватории Авачинской бухты, пока не нашли возможность уехать домой.
Средний рыболовный морозильный траулер “Андрей Смирнов” пограничники задержали в Беринговом море 23 октября. В трюмах судна находилось около 40 тонн варено-мороженных конечностей краба. Разрешение на добычу краба у капитана было, но неизвестно, где именно он выловлен. Выяснилось, что в течение нескольких дней на судне была отключена система позиционирования. По словам пограничников, не исключено, что траулер осуществлял лов в запрещенных для этого районах. На рейд Авачинской бухты траулер “Андрей Смирнов” доставили для разбирательства.