Впервые в современной России появятся два настоящих морских спасателя. Они смогут реально оказать помощь терпящим бедствие в тяжёлых условиях наших замерзающих морей. Нашей стране не придётся больше под формальными предлогами отказываться от участия в международных учениях по поиску и спасанию на море: будет, что показать в деле.
Всего, в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы РФ на 2010-2015 годы», построено уже 21 спасательное судно:
– головное многофункциональное аварийно-спасательное судно с усиленным ледовым классом мощностью 4 МВт проекта MPSV07 “Спасатель Карев” (еще два спущены на воду, четвертое заказано) – Невский судостроительно-судоремонтный завод;
– 4 морских водолазных судна мощностью 0,9 МВт проекта SDS08 – Ярославский завод;
– 10 рейдовых водолазных катеров мощностью 0,9 МВт проекта А160 – завод “Нижегородский теплоход”;
– 6 спасательных катеров-бонопостановщиков мощностью 0,9 МВт проекта А40-2Б – “Судоверфь братьев Нобель” (г. Рыбинск).
В данном случае, будут строиться два многофункциональных аварийно-спасательных судна проекта MPSV06. Судно представляет собой ледокол с классом Icebreaker 6 неограниченного района плавания с ледокольным форштевнем и крейсерской кормовой оконечностью, с удлиненной двухъярусной надстройкой бака, носовым расположением жилой надстройки и машинным отделением в средней части, с дизель-электрической энергетической установкой, c двумя полноповоротными винто-рулевыми колонками и носовыми подруливающими устройствами.
Основные характеристики:
Длина габаритная – около 86,0 м.
Длина между перпендикулярами – 70,60 м.
Ширина габаритная – около 19,10 м.
Ширина – 18,50 м.
Ширина по летней грузовой марке – 18,00 м.
Высота борта – 8,50 м.
Осадка – 6,00 м.
Скорость на полном ходу – 15 узлов
Экипаж – 22 человека, в том числе, 2 медика.
Специальный персонал – 12 человек.
Автономность – 30 суток.
Класс РС: КМ (*) Icebreaker 6 [2] AUT1-ICS OMBO FF2WS DYNPOS-2 EPP Salvage ship.
Многофункциональные аварийно-спасательные суда проекта MPSV06 будут выполнять следующие задачи:
– патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов;
– оказание технической поддержки и помощи в районах опасных для мореплавания и добычи морепродуктов, обслуживание транспортных операций в портах;
– поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам;
– поиск, спасение, эвакуация и размещение людей, оказание им медицинской помощи;
– снятие с мели и рифов аварийных судов, откачка воды из затопленных отсеков;
– буксировка аварийных судов и объектов к месту убежищ, а также выполнение морских буксировок судов, плавучих объектов и сооружений во льдах и на чистой воде;
– оказание помощи судам и выполнение спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде;
– выполнение ледокольных операций в портовых и припортовых акваториях, а также замерзающих неарктических морях при толщине льда до 1,5 м;
– оказание помощи в тушении пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря;
– тыловое и техническое обеспечение, в том числе выполнение подводно-технических работ водолазов на глубинах до 60 метров;
– тушение горящего на воде топлива, ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН), в том числе с температурой вспышки ниже 60°С;
– освидетельствование и очистка подводной части корпуса судов, плавучих и береговых объектов;
– обследование морского дна и поврежденных объектов на глубинах до 1000 м.
Дизель-электрический пропульсивный комплекс судна имеет четыре дизель-генераторов суммарной мощностью 10.6 МВт, два гребных электродвигателя переменного тока, обеспечивающих работу двух полноповоротных винто-рулевых колонок (ВРК) с мощностью 3,5 МВт на каждом винте. Винты фиксированного шага, открытые.
Требования динамического позиционирования DYNPOS-2 выполнятся за счет работы трех носовых подруливающих устройств типа “винт в трубе” и двух ВРК при волнении до 4 баллов, скорости ветра до 10 м/с, течении до 3 узлов.
Морские буксировки обеспечиваются кормовой буксирной лебедкой с тяговым усилием около 95 тонн.
Судно имеет спасательный скоростной рабочий катер со скоростью хода до 35 узлов и вместимостью до 24 человека для доставки аварийной партии и аварийного снабжения, а также сбора людей с поверхности воды и выполнения промерных функций.
Для спасания людей с поверхности воды установлены две морские эвакуационные системы с закрытыми спасательными плотами, платформой для посадки людей и спусковым слайдом для спуска в плоты, имеется специальный спасательный плот для подъема людей из воды и сетка для массового сбора людей из воды.
На судне будут два водолазных комплекса в контейнерном исполнении:
– для выполнения работ на глубинах до 60 метров (с аппаратурой подводного телевидения, подводной резки и сварки);
– глубоководный (до 300 метров).
Для ликвидации аварийных разливов нефти судно имеет бортовую нефтесборную систему, два скиммера щеточного типа, два комплекта бонового заграждения длиной 250 м каждый, а также два катера-бонопостановщика.
Для борьбы с пожаром на других судах установлено специальное оборудование, в соответствии с требованиями FF2 и система водяных завес и орошения, система порошкового тушения.
Для откачки воды из затопленных отсеков аварийного судна имеются стационарные и переносные водоотливные средства производительностью до 1700 куб.м/час.
В носовой части судна установлена площадка для приёма вертолетов.
Предусматривается размещение глубоководного (до 1000 метров) телеуправляемого аппарата типа «Scorpio», имеется гидролокатор бокового обзора.
Для улучшения параметров обитаемости на судне предусмотрен успокоитель бортовой качки на основе принципа вытеснения жидкости сжатым воздухом.
Для спуска и подъема аппарата типа «Scorpio», катеров, водолазного оборудования и развертывания средств ЛАРН на судне применяются два крана грузоподъемностью по 32 тонны с вылетом стрелы 22,5 м и специальный A-frame кран грузоподъемностью 80 тонн.
Мы разглядываем эскизы этого красавца со смешанными чувствами. Заказчик-застройщик, ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта», заключило контракт на постройку двух судов с немецкой судостроительной компанией «Нордик Ярдс Висмар ГмбХ» (Nordic Yards Wismar , ранее – VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar, Mathias-Thesen-Werft Wismar GmbH, Aker MTW, Wadan Yards). Оба ледокола сойдут со стапеля в городе Висмаре. Самостоятельно Россия произвести такой продукт не может. Но спроектировать уже может! Проект MPSV06 разработан Морским инженерным бюро.
Ещё мы думаем, что два – это мало. Такие ледоколы-спасатели нужны и в Охотском, и в Чёрном, и в Балтийском морях… Везде нужны.
Двух капитанов мы, может, как-нибудь найдём. А где взять вертолётчиков, которые смогут сесть ночью в реальном море на палубу такого ледокола-спасателя?
Кто и как будет организовывать работу этих судов? Все прекрасно помнят зимнюю ледовую навигацию 2010-2011 годов, когда Росморпорт и Большой порт Санкт-Петербург откровенно трудились себе на карман.
Таких красавцев надо бы передать в подразделения Береговой охраны Российской Федерации. Но Береговой охраны, как таковой, то есть, сил и средств, собранных в единый кулак, под единым командованием, в России нет. Маленькая Финляндия по первому телефонному писку может поднять в воздух вертолёт и отправить на помощь спасательное судно. Наши капитаны-координаторы Морских спасательно-координационных центров начинают договариваться сначала с одними, потом с другими, потом с третьими… На это уходят часы, а то и сутки. Да ещё выполнение Россией своих международных обязательств по поиску и спасанию на море завязано на деньги – на финансовые отношения между государственными организациями, которые принимают решения, и частными, несущими готовность…
Ну, ладно. Пока надо построить два ледокола-спасателя по проекту MPSV06 Морского инженерного бюро.