Несмотря на то, что авиасалон Airshow China 2012 уже завершился, в течение ближайших нескольких дней он будет оставаться одной из главных тем в разговорах о судьбах мировой авиации. Конечно, количественные и качественные показатели китайской выставки все еще не могут сравниться с данными ведущих салонов мира, но Китай делает все для того чтобы заинтересовать и производителей авиационной техники, и ее потенциальных покупателей.
И все же пока Airshow China остается мероприятием, если можно так выразиться, второго класса. Среди прочего это выражается в составе показанной техники. Так, от России на статической стоянке присутствовал только один новый самолет: лайнер SSJ-100 «Суперджет» в раскраске авиакомпании «Якутия». Этот пассажирский самолет стал первым представителем своего типа, которому довелось участвовать в китайском авиасалоне. Ранее другие экземпляры «Суперджета» несколько раз участвовали в подобных мероприятиях, проводимых другими азиатскими странами, но на выставку в Китае SSJ-100 прилетел впервые. Ранее сообщалось, что на Airshow China 2012 может быть продемонстрирован и истребитель Су-35С. Однако в дальнейшем из-за некоторых проблем руководство российской делегации решило не отправлять его в Китай. Тем не менее, по словам М. Погосяна, Су-35С появится на следующей выставке в Чжухае, в 2014 году.
Суперджет-100 в ливрее авиакомпании “Якутия” впервые приземлился в китайском Чжухае 10 ноября для участия в выставке China Air Show-2012. В демонстрационных полетах участие не планировалось, неделю самолет простоял на статике для свободного посещения представителей авиакомпаний и гостей авиасалона (Марина Лысцева, фотограф)
Из-за сложностей с Су-35С единственным натурным самолетом в российской экспозиции оказался SSJ-100. Вся остальная техника была представлена исключительно макетами и рекламными материалами. Среди них были модели как военных (Су-35С, Су-34 и т.п.), так и гражданских или многоцелевых машин (МС-21 и Бе-200). Не были забыты вертолеты: боевые Ка-52 и Ми-35, а также многоцелевые Ми-26Т, Ка-226 и Ми-171 в различных модификациях.
Из немалого числа представленных самолетов российского производства наибольшее внимание посетителей салона привлек учебный Як-130. В первые же дни выставки появились сообщения о планах Бангладеша. Сообщается, что эта азиатская страна выказала намерения купить дюжину учебных Як-130 и столько же истребителей Су-27 поздних модификаций. Приобретение самолетов будет произведено при помощи российского кредита. Вопрос его выдачи, как утверждается, уже почти решен. Кроме Бангладеша новые учебные самолеты могут отправиться служить в Малайзию и Вьетнам. Эти страны неоднократно покупали авиатехнику российского производства и вполне могут продолжить подобную «традицию». Всего же, по оценкам российских аналитиков, военно-воздушные силы государств мира могут приобрести до 250 самолетов типа Як-130. При этом среди стран-покупательниц не будет Китая. Военные этой страны уже ясно высказались по этому поводу: они будут делать свой собственный учебный самолет, российский Як-130 им не нужен.
Своеобразной компенсацией за отказ покупать учебные самолеты может стать соглашение о поставках гражданской версии гидросамолета Бе-200. Утверждается, что китайское министерство лесного хозяйства уже не только проявило свой интерес к этому самолету, но и инициировало переговоры о поставках. Причиной такого интереса, скорее всего, являются сроки создания собственного самолета похожего назначения – Jiaolong-600. Самолет-амфибия китайского производства совершит свой первый полет, как минимум, через полтора года, а Бе-200 уже строится серийно. Соответственно, пока будет освоено производство Jiaolong-600, министерство лесного хозяйства сможет использовать российские самолеты, обладающие всеми необходимыми возможностями и лишь незначительно уступающими собственной разработке по максимальной нагрузке.
Вопрос поставок авиатехники в Китай имеет одну не совсем приятную сторону. Дело в том, что эту страну неоднократно уличали в копировании чужих технологий и техники. Из-за этого в свое время не было подписано несколько контрактов на поставку самолетов: Пекин хотел получить небольшие количество авиатехники, что весьма прозрачно намекало на его планы. Вполне понятно, что для полноценного оснащения войск нужно гораздо больше машин, чем две, три или даже десять. Однако для внимательного изучения и копирования достаточно даже одного самолета. Не желая «дарить» китайцам свои разработки, Россия несколько раз отказывала в поставках. 21 ноября в Пекине состоится мероприятие, которое должно хотя бы немного улучшить ситуацию с такими контрафактными самолетами. Уже подготовлены все необходимые документы для работы совместной межправительственной комиссии. Российские авиастроители надеются, что наконец удастся решить вопрос нелицензионного копирования и производства нашей техники.
На авиасалоне Airshow China 2012 состоялось первое за несколько месяцев зарубежное выступление пилотажной группы «Русские витязи». Напомним, относительно длительный перерыв был вызван организационными вопросами, из-за которых летчики не смогли выступить на салоне Farnborough 2012. Словно компенсируя ту неудачу, российские пилоты приняли участие в летной программе салона в течение четырех дней его работы. Однако и тут не обошлось без проблем. В четверг в воздух поднялось не пять истребителей Су-27 в узнаваемой раскраске, как планировалось изначально, а всего четыре. Из-за технических проблем один из самолетов было решено оставить на земле. Стоит отметить профессионализм техников, сопровождавших пилотажную группу. Уже на следующее утро, в пятницу, в летной программе снова участвовали пять самолетов. Необходимые детали были установлены всего за несколько часов. Примечательно, что большой ажиотаж среди зрителей вызвали оба «варианта» демонстрационных полетов группы. Как говорят очевидцы, после объявления «Русских витязей» немало людей выходило из выставочных павильонов, чтобы посмотреть на их выступление.
Авиасалон Airshow China 2012 в случае с российскими авиастроителями полностью подтвердил свой статус молодой, но перспективной выставки. Да, пока не было подписано ни одного контракта, но зато в ближайшее время могут появиться новые соглашения на поставку учебных самолетов и самолетов-амфибий. Кроме того, некоторые потенциальные покупатели могли заинтересоваться каким-либо самолетом или вертолетом и выказать свои намерения о покупке немного позже. Так или иначе, салон в Чжухае точно нельзя назвать неудачным для российских авиастроителей.