Россияне стали чаще красть

rossiyane-stali-chashhe-krast

Россияне стали чаще совершать кражи в торговых сетях. Общую статистику за 2008 год МВД еще не собрало, однако только в декабре, по официальным данным, число краж — карманных, квартирных и магазинных — возросло примерно на 10%.

Наличие очередной кризисной тенденции «Росбалту» подтвердили в сети продовольственных магазинов «Дикси». «Мы специально данные не сводили, — сообщил руководитель ПР-отдела компании Ярослав Греков. — Но согласны, что взаимосвязь между кризисом и объемом краж присутствует». В отделе маркетинга розничной торговой сети «Седьмой континент» осторожно ответили, что «взаимосвязи числа краж с кризисом не видят». А вот начальник отдела продаж компании «Глобал Ту» Игорь Суков отметил, что воры даже стали похищать съемные блоки с устанавливаемого его компанией в супермаркетах «антиворовского» оборудования. Правда, по оценке бренд-менеджера компании «Дата Крат» Татьяны Брагиной, бума на системы защиты сейчас не наблюдается: обычно такое оборудование устанавливается перед открытием магазина, а в кризис и существование старых — под вопросом.

Как заявил в одном из недавних интервью глава Ассоциации компаний розничной торговли, гендиректор X5 Retail Group Лев Хасис, в прошлом году в супермаркетах «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» на краже попались 250 тыс. человек, еще 500 тыс. за руку поймать не удалось. По прогнозам Хасиса, за 2009 год в продуктовые магазины X5 Retail наведаются около 2 млн воришек. При этом и в «благополучные» годы зимой среднестатистическое число краж традиционно вдвое превышает летние показатели — в холодное время года украденное проще спрятать под одеждой.

Отметим,что в статистике магазинных краж на посетителей приходится лишь около 30% хищений, а 70% «незапланированных потерь» — на собственный персонал. Более того, в докризисный период такие потери оценивались примерно в 3% товарооборота, и многие магазины негласно включали в стоимость товара «антиворовскую» 5-процентную наценку . Похоже, Хасис обнародовал свою статистику только с одной целью – «легализовать» эту меру в свете обещаний властей бороться с ростом цен на продукты в супермаркетах.

Из «потребительских» краж 20% совершается профессионалами, которые при этом «уносят» около 80% «добычи». А на долю «любителей» остаются шоколадки, чупа-чупсы, пиво и презервативы. Один из самых распространенных «любительских» приемов — просто употребить продукт или напиток в «мертвой зоне» телекамер, не доходя до кассы. Для выноса же похищенного из магазина используются прорезанные карманы (чтобы товар проваливался за подкладку), а молодежь любит «ныкать» украденное в трусы.

Есть и еще несколько вариантов — переклеить штрих-код (изобретена даже технология повторного намагничивания штрихкодов в домашних условиях), или переложить более дорогой товар в упаковку более дешевого. Любимым оружием злоумышленников является фольга. Во-первых, ей оборачивают многоразовые бирки и штрих-коды. Во-вторых, можно смастерить специальную воровскую сумку (booster bag), проложив обычные пакеты несколькими слоями фольги, и тогда рамка на выходе будет «молчать». Конечно,существует спецтехника, позволяющая «отсекать» посетителей с такими сумками еще на подходе — она реагирует на саму фольгу, но стоит очень дорого.

Любая более-менее компетентная служба безопасности автоматически обращает внимание на подростков, устраивающих «толпу» у стеллажей и на кассе, на людей в просторных одеждах или одетых не по сезону, на бойких молодых мамаш с детскими колясками, на проводящих много времени у полок с дорогими товарами пожилых людей и на граждан, напоминающих бомжей и пьяниц.

Среди технических средств профилактики краж наиболее популярно видеонаблюдение. Охранник сидит не в торговом зале, а за монитором. Правда, из-за дороговизны часть торговых предприятий вместо настоящих видеокамер устанавливает муляжи. Зеркала, которых довольно много в большинстве магазинов, устанавливаются не столько для красоты, сколько для уменьшения количества непросматриваемых зон.

Также на вооружении любого крупного магазина есть противокражные системы с метками — рамки-антенны, которые устанавливаются у выхода или в кассовых боксах и реагируют на специальные бирки или этикетки с кодами (при попытке вынести краденое раздается сигнал тревоги). В качестве «психологического оружия» можно использовать стенгазеты с фотографиями пойманных на воровстве граждан.

По статистике службы безопасности одной из торговых сетей, 65% краж раскрывают при помощи систем видеонаблюдения, 10% — при помощи противокражного оборудования, и 25% — благодаря усилиям работающих прямо в зале среди посетителей сотрудников службы безопасности «в штатском».

Усиление борьбы с кражами касается и законопослушных посетителей супермаркетов — хотя бы потому, что предполагает рост конфликтов с особо ретивыми и подозрительными охранниками. Кроме того, известны случаи, когда взятые на работу из бывших «братков» охранники сами подбрасывали товар покупателям после кассы и далее пытались вытребовать «отступные». Поэтому следует знать, что по российскому законодательству кража на сумму не более 1000 руб. считается мелкой, попадает под административный кодекс и грозит штрафом или арестом на 15 суток. Хотя обычно менеджеры супермаркетов просто предлагают оплатить стоимость товара в десятикратном размере.

Если административное дело все же возбуждено, адвокаты чаще всего советуют своим клиентам максимально затягивать процесс — вызывать свидетелей, требовать видеозаписи, проводить экспертизы. Через 2 месяца дело обычно закрывается в связи с истечением срока давности.

Если похищенный предмет стоит дороже 1000 руб., то это уже статья уголовная, и чревата она штрафом от 200 до 700 МРОТ или тюремным заключением от трех лет. Если магазин располагает неопровержимыми доказательствами, адвокаты советуют попытаться договориться с начальником службы безопасности: обвиняемый может возместить энную сумму, а представитель потерпевшей стороны (обычно это охранник, который производил задержание) говорит в суде, что магазин в его лице хочет примирения. Соответственно, не будет приговора и даже условной судимости. Но «железные» доказательства у обвинителей бывают редко — хотя бы потому, что зачастую при задержании посетителя нарушается процедурный порядок (охранники могут пытаться сами составлять протокол, подсказывать свидетелям из числа персонала, что говорить).

При срабатывании противокражной сигнализации охранники магазина вправе потребовать от посетителя открыть сумку, пройти с ними в служебное помещение и заплатить штраф. Но подозреваемый также вправе не выполнять эти требования — ведь по закону охранник не имеет права досматривать вещи (согласно ст. 27.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, производить досмотр может только сотрудник милиции (в том числе и вневедомственной охраны), и то в присутствии двух понятых, составив протокол). В случае подозрения на кражу охранники должны сообщить об инциденте по телефону «02» или в местное отделение милиции.

В то же время, закон не требует от подозреваемого ждать прибытия милиционеров. Насильственное задержание со стороны охранников — незаконно и чревато лишением лицензии, если пострадавшим будет подана соответствующая жалоба в ОВД по месту нахождения магазина (или жительства) и в региональное управление Госторгинспекции. Жалоба будет перенаправлена в отдел лицензионно-разрешительной работы (ОЛРР), где зарегистрировано охранное предприятие, и ЧОП подвергнется проверке.

Правда, если охранник увидел сам момент кражи (на мониторе или собственными глазами), то, согласно закону о частной детективной и охранной деятельности, «задержание гражданина, совершившего посягательство на чужую собственность» допускается до приезда милиции. Кроме того, частенько охранниками работают бывшие милиционеры, имеющие «неофициальные» контакты, что позволяет им в определенных пределах манипулировать доказательной базой.

Впрочем, доказательство доказательству рознь. Даже если штрих-код на банке кофе совпадает с штрих-кодом продаваемой в магазине партии, состав преступления еще не очевиден. Например, сотрудник магазина мог продать часть банок в соседний ларек, где потерпевший и купил злополучный кофе. А запрещать посещение торгового зала со своими продуктами магазин не вправе.

Поэтому суды предпочитают опираться на свидетельские показания. Которых, кстати, достаточно для возбуждения уголовного дела. Как сообщил «Росбалту» адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Юрасов, если у обвинения есть свидетели, то благоразумней всего идти на мировую до суда: когда дело уже возбуждено, «остановить» его значительно труднее.