Рыбу на Дальнем Востоке в этом году сгноят

rybu-na-dalnem-vostoke-v-etom-godu-sgnoyat

Дальний Восток уже завален икрой и лососем. Закупочные цены на рыбу упали до 25–30 рублей за килограмм. А на Сахалине, откуда вывозить улов особенно трудно, её отдают практически даром. К сегодняшнему дню только у причалов и на рейде Владивостока разгрузки ожидают рефрижераторные суда со 100 тыс. тонн лосося на борту. Ежедневно добывается ещё по 7–8 тыс. тонн. Местные холодильники забиты под завязку. Но железная дорога изотермические вагоны под вывоз деликатеса подает по планам прошлых лет, когда о подобных рекордах рыбаки и не слыхивали. В итоге российские суда все чаще вынуждены брать курс на Китай и Корею, где их продукцию встречают с распростертыми объятиями и дают настоящую цену.

Глава рыболовного ведомства Андрей Крайний в четверг направил отчаянную телеграмму президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину с просьбой принять необходимые меры. В ней, в частности, сказано: «С каждым днем положение ухудшается. Прошу вас оказать содействие по предоставлению рефрижераторного подвижного состава и вагонов-термосов для перевозки рыбопродукции». Ответ пришел мгновенно. Вкратце его суть такова: «У нас то, железнодорожников, все нормально, делаем, что можем. В сутки загружаем и отправляем в центральные районы страны по шесть рефрижераторных секций грузоподъемностью по 180–200 тонн каждая. Готовы подать 40 дополнительных секций».

Правда, в РЖД при этом не пояснили, как решить простенькую арифметическую задачку. Шесть ежесуточных рефрижераторных секций, выходит, способны перевезти порядка 1 тысячи тонн рыбы? Даже если к тому улову, что уже буквально распирает владивостокский порт, не прибавлять ни килограмма, отправка добытого лосося займет месяца три. Но рыбопродукция прибывает тысячами тонн ежедневно.

Второй пункт ведомственных разногласий — железнодорожные тарифы. По сведениям руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева, они выросли втрое по сравнению даже с июнем. Скажем, отправка одной рефсекции из Владивостока в Москву теперь, по словам Савельева, обходится в 2,6 млн. рублей, а было 800 тысяч. Если цена килограмма горбуши от производителя во Владивостоке составляет 28–30 рублей, то после доставки её рефсекцией в столицу, по сведениям чиновника, она обходится москвичам на 15 рублей дороже. А торговые и прочие надбавки делают красную рыбу золотой.

У железнодорожников и тут своя правда. По их подсчетам, транспортная составляющая в цене, скажем, горбуши, не превышает 5–7%. Мало того, в связи с рекордной путиной, о которой стало известно ещё весной, цены на перевозки рыбы ОАО «РЖД» снизило на 16–38%. Другое дело, что для убыстрения оборота вагонов введены так называемые ускоренные поезда, которые по всему маршруту мчатся на зеленый. Отправка продукции на них действительно дороже. Но таких поездов пока немного.

Итог: на Дальневосточной железной дороге заявляют, что Росрыболовство обвиняет ОАО «РЖД» в срыве поставок рыбы для того, чтобы отвести претензии от себя. Пока длится ведомственная перепалка, по тысячекилометровым дальневосточным берегам бродят ожиревшие чайки. Они практически не в состоянии летать, потому что объелись брошенным и гниющим деликатесом. А до 40% того, что от рекордных уловов удастся сохранить, вывезут в Китай, считает руководитель инвестиционно-аналитической ГК «Хладопродукт» Тимур Митупов.