Самолет, у которого отказали приборы, посадили вслепую

Сразу два авиапроисшествия произошли сегодня в России. Вечером аварийную посадку в Краснодаре из-за неисправности гидравлики совершил “Боинг”, на котором 193 человека возвращались из Антальи в Москву, а за 12 часов до этого экипаж Ту-154, выполнявшего рейс в столицу из аэропорта “Полярный” в Якутии, совершил невозможное.

О своей посадке сами пилоты говорят – чудо. В тех условиях Ту-154 просто не мог сесть. У самолета, летевшего из Мирного в Москву, внезапно на высоте 10 тысяч метров выключилась электроника, радиосвязь и навигационная аппаратура.

Экипаж снизился до трех тысяч метров и дальше повел машину визуально, но в этот момент вышли из строя топливные насосы. Оставшегося в расходном баке керосина хватало лишь на полчаса лета. Ближайший аэродром – в Ижме, но он не предназначен для приема Ту-154, там сейчас садятся вертолеты. Полоса вдвое короче, чем нужно, чтобы сесть 154-му.

Владимир Ручкин, начальник Московского отделения Мирнинского авиапредприятия: “Полоса очень короткая, 1200 метров, данной полосы не хватило для благополучного завершения пробега. А полоса взлетно-посадочная ему нужна 2000 метров, минимум. На такую полосу на Ту-154 еще никто не садился”.

Но они сели. Приземлялись с третьего круга, не выпуская закрылков, которые тоже вышли из строя. Погасить скорость до нормальной посадочной не удалось, и, естественно, взлетки не хватило.

Машина выкатилась с бетона и двести метров пахала землю, ломая молодые сосны. Были бы деревья чуть крепче, они бы пропороли обшивку фюзеляжа, и без жертв точно бы не обошлось, но в этом им повезло. Ни один из находившихся на борту семидесяти двух пассажиров и девяти членов экипажа не пострадал. А вот психологическая помощь понадобилась, в том числе и самим летчикам, прекрасно понимавшим, что они только что совершили невозможное.

Владимир Дворак, пассажир: “Где-то мы 2,5 часа пролетели. Даже чуть больше. Провал. И потом пошло из стороны в сторону нас кидать. Все приборы управления, как командир потом сказал, вышли из строя. Он и его коллеги работали чисто, как говорится, на интуиции. И сделали все для того, чтобы спасти людей”.

Сергей Кара, пассажир: “Огромное спасибо пилотам, всему экипажу… Надо суметь так посадить самолет в лесу!”

Высочайший профессионализм и мужество – так оценивают действия пилотов профессионалы летного дела.

Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта: “Надо отдать должное мастерству пилотов. На борту находились два командира воздушного судна, полет выполнялся усиленным составом экипажа. Поэтому, благодаря мужеству и профессиональной подготовке пилотов, все завершилось благополучно. После остановки самолета хорошо сработал кабинный экипаж и бортпроводники, которые не допустили паники среди пассажиров и через аварийную дверь сумели обеспечить эвакуацию”.

В связи с событиями в Ижме вспоминается история другого чудесного спасения – в Нью-Йорке в январе 2009 года, когда Аэробус-320, столкнувшийся на взлете со стаей птиц, вынужден был приводниться на реке Гудзон. Летчики признают – сравнивать две ситуации трудно, но посадка на воду – безусловно ЧП, однако пилоты проходят на такой случай специальную подготовку. А со 154-м случилось то, чего вообще не могло случиться.

Рубен Есаян, главный испытатель самолета Ту-154, заслуженный летчик-испытатель, Герой России: “Посадка на воду на сухопутном самолете – как мы выражаемся, на живот, без шасси – тоже большую сложность представляет. В данной же ситуации, имея ту небольшую информацию, которую я имею – нарушение электропитания на самолете Ту-154 – это редкий случай. Такого на 154-м не было”.

Сразу же после ЧП власти из Ухты – это ближайший к Ижме город республики Коми – выслали за потерпевшими крушение вертолеты. Из Москвы, чтобы забрать их в столицу, вылетел резервный борт, тоже Ту-154.

Многих пассажиров пришлось уговаривать снова сесть в самолет – слишком велик был шок, а одна супружеская пара отказалась подниматься в воздух и на вертолете. Прямо из Ижмы их посадили на поезд до Москвы.

Для расследования случившегося создана специальная комиссия Росавиации, а авиакомпанию – владельца аварийного лайнера – теперь ждет всесторонняя внеплановая проверка Ространснадзора.