В ближайшие несколько лет вулканы продолжат демонстрировать свой буйный нрав, пик их активности придется на 2014-2015 годы, утверждают эксперты. Одну из самых больших опасностей представляют Кракатау в Индонезии и Фудзияма в Японии. С 2012 года начнет вновь “просыпаться” Альпийско-Гималайский сейсмический пояс: здесь прежде всего речь идёт о Везувии и Этне.
В свою очередь авиационные аналитики бьют тревогу: риски, связанные с полетами самолетов в опасных зонах, недооценивать просто нельзя. Аэрозольные и пепловые шлейфы могут представлять серьёзнейшую опасность для полетов по международным и местным авиалиниям.
Международные авиационные сводки за июнь этого года напоминают едва ли не военные, считает член правления Всемирного фонда безопасности полетов (ВФБП), президент Консультативно-аналитического агентства “Безопасность Полетов” Валерий Шелковников.
“5 июня – извержение вулкана Пуйеуэ в Чили, аэропорт Bariloche закрыт из-за вулканического пепла. 7 июня – приостановлены полёты в соседней Аргентине. 8 июня – чилийский вулкан затронул Бразилию, Чили, Парагвай и Уругвай. 12 июня – отменены рейсы в Австралии и Новой Зеландии. 13 июня – началось извержение вулкана Дубби (по другим сведениям – Набро) на южном побережье Красного моря. 7 июля в Исландии зафиксирована повышенная активность вулкана Гекла, известного в средневековье под названием “Врата ада”. Стихия спутала планы миллионов авиапассажиров. Пострадал даже Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун: его самолёт из-за облака пепла не смог приземлиться в аэропорту Буэнос-Айреса”, – отметил собеседник газеты.
По его словам, частицы вулканического пепла, которые представляют опасность для летательных аппаратов, плывут на критической для авиации высоте 8-12 километров. Попадая в двигатели, они могут быстро выводить их из строя. Так, в 1982 году у Boeing-747 авиакомпании British Airways, который попал в облако пепла от извержения вулкана в Индонезии, отказали все четыре двигателя, но трагедии удалось избежать.
За последние 15 лет более 80 коммерческих воздушных судов столкнулись с пеплом в полете. В 2010 году, после извержения вулкана Эйяфьятлайокудль, разгорелась острая дискуссия по поводу того, какая концентрация пепла в воздухе безопасна для двигателей самолётов. Выяснили – 0,002 грамма на кубометр воздуха.
Эксперт посетовал на то, что лишь некоторые авиакомпании установили на своих самолётах детекторы облаков вулканического пепла, хотя это устройство может существенно обезопасить полёт.
“На борту размещается инфракрасное оборудование, с которого изображения поступают на дисплеи пилотов и на дисплеи диспетчерской службы. Эти изображения позволяют пилотам видеть облака вулканического пепла за 100 километров вперед и на высотах от 5000 до 50 000 футов, что позволяет вовремя скорректировать план полета”, – пояснил член правления ВФБП и добавил, что система, конечно, дорогая, но “тут не до экономии” – простой из-за вулканов обходится авиакомпаниям по меньшей мере в 200 млн долларов в день.