Сбитый “Боинг”. Недостающее звено

sbityj-171-boing-187-nedostayushhee-zveno

Как мне представляется, есть всего два принципиально разных способа ведения расследования. Любого. Хоть уголовного расследования, хоть исторического исследования.

1.Один базируется на сборе ФАКТОВ и их последующем анализе. Второй базируется на выдумывании мотивов, т.е. формировании собственных представлений о том, чего могли БЫ хотеть разные участники процесса, и дальнейшем приписывании собственных мнений другим (часто усопшим) людям.

Классическим примером может служить огромный массив графоманских сочинений на тему “Чего хотелось Сталину вечером 21 июня 1941 года”, которым на протяжении десятилетий подменялось изучении документов советского военного планирования и реальных фактов, свидетельствующих о стратегическом развертывании ВС СССР в мае-июне 41-го года. Не стала исключением и трагическая история со сбитым над Донбассом пассажирским “Боингом”. Информационная среда плотно замусорена бесконечными измышлениями на тему “кто кого хотел подставить”, “кому это было выгодно” и прочей демагогией. Кстати, “выгодно” это было, прежде всего, взрослым детям, которые досрочно вошли во владение наследством погибших родителей; в богатой Голландии это могли быть серьезные суммы…

2. Известные на сей момент факты (прежде всего, опубликованный в сентябре 2014 года отчет Международной комиссии) позволяют сделать следующие выводы:

– самолет был исправен, экипаж действовал грамотно, полет проходил в штатном режиме, теракта на борту не было

– самолет был мгновенно уничтожен мощным взрывом боевой части ракеты, в результате которого носовая часть фюзеляжа была буквально “оторвана” и первой упала на землю

– ракета встретилась с самолетом на встречном курсе, т.е. прилетела с востока/юго-востока

Это то, что сегодня сомнений уже не вызывает. Восточнее точки поражения “Боинга” была контролируемая “сепаратистами” территории Украины или – прошу не дергаться – территория России. Возможны варианты лишь в определении типа ракеты. Это мог быть ЗРК “Бук”, перемещение которого в районе Торез-Снежное зафиксировано свидетелями и фотографиями, это мог быть какой-то другой “Бук”, это мог быть ЗРК большой дальности (например, С-300), находившийся на территории РФ, это могла быть тяжелая ракета большой дальности “воздух-воздух” (например, Р-33) запущенная с российского истребителя МиГ-31. Большинство экспертов склоняются к первому варианту (“Бук” из района Снежное).

3. Отсутствие убедительного ответа на вопрос “Что и Зачем хотели сбить?” не должно и в малейшей степени отвлекать от дальнейшего сбора и изучения фактов (тем паче – подменять эту работу). И тем не менее – вопрос остается, и он вполне оправданный. Дальнейшие рассуждения, кроме всего прочего, могут быть хорошей иллюстрацией того, как осторожно надо двигаться по пути выдумывания мотивов поведения других людей… Многочисленные рассуждения на тему сбитого “Боинга” (я вывожу за скобки истерику о хунтствующих киевских фашистах, которые хотели сбить самолет с российским президентом) крутились вокруг того – что мешало жить доведенным до отчаяния шахтерам и трактористам и, соответственно, что “шахтеры” хотели уничтожить в небе Донбасса. В рамках такой логики прошло незамеченным высказанное вслух еще в 2 октября 2014 года (http://garmata.org/blog1/214-bolshay…otiv-voentorga) слово Су-24МР.

4. Су-24МР – это разработанный в начале 80-х годов комплекс авиационной разведки, созданный на базе многоцелевого самолета Су-24 (довольно тяжелая машина с максимальным взлетным весом до 38 тонн). Как пишут разработчики, “комплекс обеспечивает всепогодную воздушную разведку днем и ночью, в широком диапазоне высот и скоростей на глубину до 400 км за линией боевого соприкосновения войск. Он состоит из средств инфракрасной, радиолокационной, телевизионной, лазерной, общей радиотехнической и радиационной разведки. Кроме того, на самолете установлена аппаратура для панорамной и перспективной фотосъемки”.

Главные слова – “на глубину до 400 км”. Такой разведчик в небе у границы Украины с РФ теоретически мог создать очень серьёзную проблему – но не для Гиркина, а для директора “Военторга”. Того самого загадочного “военторга”, из которого шахтеры и трактористы получили сотни танков и БМП, сотни артиллерийских установок и эшелоны боеприпасов для них, системы скрытой радиосвязи и РЭБ, новейшие ПЗРК. При отсутствии у Украины собственных разведывательных спутников (и в ситуации, когда США отказались от реального военно-технического сотрудничества с Киевом) комплекс Су-24МР был единственным средством технической разведки, с помощью которого украинское руководство могло получить информацию о деятельности “военторга”, а затем и предъявить эту информацию на международном уровне.

По состоянию на 2013 год в ВВС Украины было 12 таких самолетов в исправном состоянии (на момент распада СССР их там было целых два авиаполка). Так что угроза была серьезная – особенно на фоне запланированного на август 2014 г. массового наплыва “отпускников” в донецкие степи. Важно отметить, что в данном случае совершенно неважно – летал ли в тот день (или даже в том месяце) украинский Су-24МР; в любом случае, руководители “военторга” знали о его существовании и возможном применении.

5. Крейсерская скорость полета у Су-24 (как и у абсолютного большинства современных тактических боевых самолетов) – большая дозвуковая, те самые 800-900 км/час, на которых летают пассажирские “Боинги”. Практически потолок – чуть более 11 км, что также примерно совпадает с эшелонами движения пассажирских самолетов. Да, размеры у них разные и ЭПР (эффективная поверхность радио-отражения) разная – но это уже “тонкие материи”. На дальности в 30-60 км всё, что меньше 100-150 метров, РЛС зенитных комплексов (равно как и перехватчика МиГ-31) воспринимает как единую точку, без формы и размеров. Да, при наличии большого опыта и большого желания можно было заметить разницу в интенсивности свечения “отметки” на экране локатора; можно было удивиться пассивности экипажа “цели”, который даже после перехода РЛС зенитного комплекса в режим сопровождения не использовал аппаратуру постановки помех, не пытался уклониться маневром – но кто же будет об этом думать, когда душа горит в предвкушении новой звездочки на погонах.

6. На сей момент версия “хотели сбить украинский разведчик Су-24МР, а попали в пассажирский самолет” представляется мне наиболее правдоподобной. Многократно озвученная версия про намерение сбить российский пассажирский самолет (в частности, рейс “Аэрофлота” Москва-Ларнака) греет сердца конспирологов, но, увы, не имеет ничего общего с действительностью. Маршрут упомянутого выше рейса Аэрофлота AL 2074, действительно, пересекся с маршрутом сбитого Боинга в небе над Лозовой, причем с разницей в высоте в 500 м. Однако летели они почти в перпендикулярных направлениях, и через 18 минут, когда Боинг был сбит, рейс 2074 подлетал к Мариуполю. “Бук” в районе Снежного даже увидеть его не мог, не то что сбить. Никаких других российских пассажирских “бортов” в то время и в том районе не было; обычные маршруты из Москвы в южную Европу проходят гораздо западнее Донбасса (через Белоруссию и Галичину). Марк Солонин.