В одной из лучших школ города Кирова шестиклассник поднял руку на немолодую учительницу. Средняя школа №27, где произошел вопиющий случай, год назад отметила 20-летний юбилей и стала лауреатом областного конкурса среди учебных заведений, успешно внедряющих на занятиях инновационные образовательные программы. До этого 27-я не раз выходила в лидеры, как лучшая школа региона. Но сегодня былые заслуги ее педагогического коллектива на время позабыты: все в городе обсуждают скандальную историю, которая случилась здесь на днях на уроке физкультуры.
Кто виноват в том, что 12-летний ученик на замечание педагога повалил 50-летнюю женщину на пол и стал пинать ее ногами? В этом вопросе теперь пытаются разобраться и сами учителя, и муниципальное управление образования, и правоохранительные органы. А вот родители ребенка-агрессора винят в происшедшем только школу. То, что их сын ударил женщину, – в этом они не видят ничего страшного. Во всяком случае, до сих пор никто из них не извинился перед пострадавшей учительницей.
Что же все-таки произошло между опытным преподавателем и подростком? Этот вопрос корреспондент «СП» задала директору школы №27 Надежде Комаровой:
– Все произошло на уроке физкультуры в 6-м классе, на который один из учеников принес теннисный мяч, хотя программа предполагала другие занятия. Он демонстративно играл с ним, не обращая внимания на уговоры учительницы не мешать проводить урок. Педагог попросила отдать ей мяч, но мальчик отказался. Тогда она перехватила его в полете и положила к себе в карман. Реакция ребенка на это оказалась совершенно неадекватной: он подбежал к учительнице, схватил ее за куртку и толкнул так, что она не устояла на ногах. После этого (так говорят дети) он еще вроде бы пару раз пнул упавшую ногой.
«СП»: – Урок был сорван?
– Я бы так не сказала. Возможно, поняв, что сделал что-то не то, ученик притих, отошел ото всех и сел на скамейку. А учительница постаралась взять себя в руки и довела занятия до конца.
«СП»: – А как себя повели одноклассники дебошира?
– Все так быстро произошло, что дети, видимо, растерявшись, даже не помогли ей подняться. Поначалу у меня даже было опасение, что они неправильно оценивают ситуацию, но, побеседовав с классом, поняла, что они не на стороне обидчика. А засомневалась я в их правильной позиции потому, что нападение было снято на камеру мобильного. Уже потом, выяснилось, что телефон был у одного мальчика, который был освобожден от урока, но находился в зале (так положено). То, что все дети якобы стали снимать – это неправда.
«СП»: – Надежда Владимировна, а кто-то принес учителю извинения: сам ребенок или его родители?
– К сожалению, шестиклассник пока так и не извинился, хотя я подходила к нему лично и говорила, что это сделать необходимо. Ребенок, кстати, из вполне благополучной семьи. Единственный сын. У обоих родителей – высшее образование. Конечно, школа из всей этой истории должна сделать для себя какие-то выводы. Но и на родителях тоже определенный груз ответственности: наверное, им стоит задуматься, что не все они сделали для того, чтобы сын вырос хорошим человеком. А у них наоборот претензии: почему отобрали мячик, почему привлекли милицию.
«СП»: – В милицию обратилась пострадавший педагог?
– Сначала в отдел по делам несовершеннолетних позвонил дежурный администратор: ведь надо же было что-то предпринять, если ученик ведет себя неадекватно. Но и сама учительница потом написала заявление. Думаю, вмешательство органов здесь будет вполне уместно, тем более, что ребенок действительно трудный. С поведением у него проблемы были, начиная с первого класса, и одноклассники не раз жаловались, что он некорректно с ними обращается. Мы с ним работали, конечно, но, к сожалению, не все у нас, видно, получилось.
«СП»: – После случившегося учительница не собирается уйти из школы?
– Нет. Но она очень переживает и даже чувствует себя виноватой. Ведь она – опытный педагог, учитель высшей категории, у нее много спортивных заслуг, она готовит у нас победителей олимпиад по физкультуре. При этом нельзя не признать, что педагогическую ошибку она все же допустила: увидев, что ребенок возбужден, она ведь мячик-то ему не отдала. А надо было его как-то успокоить или обратиться к кому-нибудь из администрации за помощью. Этого педагог не сделала.
Неспортивное поведение 12-летнего подростка на уроке физкультуры уже стало поводом для проверки школы. Как сообщила «СП» официальный представитель Департамента образования Кировской области Ольга Никифорова, в настоящее время идет изучение всех обстоятельств инцидента:
– Ситуация очень неоднозначная. Важно понять, что, а, возможно, и кто спровоцировал ребенка на такие действия. Это слишком тонкая сфера и разобраться во всем необходимо очень тщательно. Поэтому мы ждем от начальника управления муниципального образования города Кирова подробный отчет по проведению служебной проверки. По ее результатам будем делать выводы.
Правоохранительные органы также не собираются оставлять вопиющий факт без внимания. Тем более что педагог написала заявление в милицию. Правда, возбуждать уголовное дело против подростка никто не собирается, рассказала «СП» руководитель пресс-службы областной прокуратуры Наталья Ким.
«Парень еще не достиг возраста уголовной ответственности. Но к административной ответственности могут привлечь его родителей, поскольку по закону они несут ответственность за действия своего ребенка, – пояснила она. – Еще есть вариант, что мальчика поместят в центр временного содержания для несовершеннолетних. Но эту меру на срок от 10 до 30 суток может избрать только суд. В центре с малолетними правонарушителями работают разные специалисты, в том числе психологи, их задача сделать все, чтобы подросток понял, что можно, а что нельзя делать».
Сможет ли усвоить жизненный урок кировский шестиклассник? Ответить на этот вопрос пока сложно. Но настораживает тот факт, что в последнее время наши учителя слишком уж часто становятся «женщинами для битья». Причем руку на них поднимают не только по недомыслию, как в этот случае. И не всегда ударивший несет за это ответственность. Достаточно вспомнить, как в школе №1 города Шелехова (Иркутская область) восемь 9-классников на протяжении трех месяцев избивали свою 72-летнюю учительницу на уроках физкультуры. А директор знала об этом, но не хотела выносить сор из избы. Вопиющие факты издевательства над пожилым педагогом придали гласности журналисты, и только после этого в дело вмешались правоохранительные органы. Правда, к уголовной ответственности был привлечен один 15-летний подросток, остальные малолетние истязатели отделались выговором в личном деле.
В октябре этого года был еще случай в Санкт-Петербурге, когда в школе № 339 молодого педагога начальных классов Ольгу Харитонову на глазах детей избил отчим одной из школьниц. И похожий, совсем недавно, – в Новосибирске, где только что освободившийся из заключения «папаша» ударил по лицу 24-летнюю учительницу Ирину Исаеву, вина которой была лишь в том, что она якобы необоснованно поставила «двойку» его падчерице.
Почему быть учителем в нашей стране стало опасно? Свое мнение на этот счет в разговоре с корреспондентом «СП» высказал заслуженный учитель России Сергей Казарновский:
– Когда в петербургской школе мужчина избил учительницу, наш министр образования Фурсенко сказал, что этот человек, наверное, ненормальный. Думаю, министр ошибся. Он абсолютно нормальный. Но он живет по тем нормам и моральным критериям, которые нам заданы сверху. Школа может научить писать, считать, петь и даже танцевать. Но что такое хорошо и что такое плохо – этому одна школа, без общества, без родителей, которые составляют большинство этого общества, не научит. Если родители не объяснят сыну, что поднимать руку на женщину нельзя ни при каких обстоятельствах, и что тот, кто это хоть раз сделал, – мерзавец, кто еще ему это объяснит? А у нас главный певец страны бьет женщину, но почти никто не сказал, что это мерзко, все обсуждают денежные вопросы: договорятся или нет, и за сколько. У нас воздух пропитан агрессией, и я боюсь, что мы уже ничего с этим не сделаем. А защитить учителя, как мне кажется, можно лишь одним способом: в новый закон об образовании, который сейчас активно обсуждается в интернете, внести пункт о неприкосновенности педагогов (пусть они будут как депутаты). Другой возможности я не вижу.