Сколько людей погибает из-за того, что к ним не успевают машины “скорой помощи”, застряв в московских пробках? Такая статистика не ведётся ни медиками, ни полицейскими. А мнения экспертов сильно расходятся.
Так, в Московском центре борьбы с пробками полагают, что счет может идти даже на тысячи, сами врачи считают такую оценку алармистски завышенной. И у тех, и у других, конечно, разные профессиональные интересы, потому и порядок цифр сильно разнится в отсутствии объективной статистики. Но и сотни теряемых из года в год жизней требуют присмотреться к проблеме. Руководитель центра борьбы с пробками Александр Шумский, отправлявший соответствующие запросы в департамент здравоохранения Москвы, ГИБДД, ГУВД и МВД, утверждает: “Когда цифры станут точно известны, люди ужаснутся и задумаются над проблемой, которая сейчас игнорируется”.
Конечно, столичная культура вождения повысилась, и водители теперь “скорую” пропускают чаще, если могут. Зато ещё больше обострилась проблема пробок. Всё чаще они столь плотные и на километры вперед, что уступить просто не получается, какие спецсигналы не подавай. Снег, дождь, ДПП, официальные кортежи надёжно парализуют и без того забитые магистрали. Поэтому бывалые шоферы “скорой” считают своим основным профессиональным качеством даже не искусство вождения, а терпение и стрессоустойчивость.
А тут еще психическая неустойчивость многих участников дорожного движения и наличие у них огнестрельного оружия. Не так давно на юге Москвы водитель “Мазды” обстрелял автомобиль скорой помощи! Инцидент произошел на перекрестке Чертановской улицы и Кировоградского проезда. По словам водителя пострадавшей “скорой”, он не уступил дорогу иномарке, зная, что имеет неоспоримое преимущество. Мужчина за рулем иномарки с этим, видимо, не готов был согласиться. Он вышел из автомобиля и выстрелил прямо в стекло медицинской машины, предположительно, из травматического пистолета. И скрылся с места происшествия. К счастью, ограничился одним выстрелом.
Это, конечно, экстраординарный случай. Но и без выстрелов пропускают “скорую” еще не все и не всегда. Так, в конце прошлого года на Звенигородском шоссе машина скорой помощи не смогла прорваться сквозь автомобильный затор, в результате чего было потеряно драгоценное время и умер годовалый тяжело больной ребенок…
В связи с этим, по словам заместителя мэра по социальным вопросам Леонида Печатникова, на московских “скорых” планируется устанавливать не только спецсигналы, но и видеорегистраторы для фиксации случаев, когда автомобилисты не пропускают службу “03” или угрожают ее водителям. Записи будут направляться в ГИБДД для принятия решений о штрафах. “Эта мера должна заставить водителей чаще уступать дорогу скорой помощи”, – рассказал Печатников в интервью “Известиям”. Он предложил мэру увеличить штрафы за это нарушение. Они должны вырасти хотя бы до тысячи рублей. Сейчас подобный в полном смысле слова бессовестный нарушитель рискует попасть лишь на минимальный штраф в 300-500 рублей. Правда, некоторые забывают, что они могут и прав лишиться на срок до трех месяцев. Кстати, и сейчас такие нарушения могут выявлять не только сотрудники ГИБДД, но и автомобилисты с установленными регистраторами дорожного движения, отсылающие данные в дорожную инспекцию. Правда, эта моральная проблема имеет и техническую сторону: записи регистраторов, как правило, нечеткие, и виновники могут их оспаривать.
По мнению экспертов, штрафы для водителей, которые не пропустили скорую, стоит увеличить до 3 тысяч рублей, а для тех, кто пристраивается в хвост “скорым” – и того больше.
Так или иначе эта проблема попала в центр внимания компетентных ведомств и начинает решаться. А вот такие препятствия, как кортежи чиновников в России непреодолимы, и машинам “скорой” нередко приходится стоять в перекрытиях, сколь бы ни было критично состояние больного пассажира, и сколь бы ни был ничтожен повод помпезного выезда.
В СМИ и блогосфере широко обсуждался прошлогодний декабрьский случай, когда сотрудник ГИБДД внезапно перекрыл движение транспорта в районе Триумфальной площади на Тверской улице в сторону центра. В этот момент на перекресток со стороны
Садово-Триумфальной улицы выехала карета скорой помощи с включенными спецсигналами. Проехав сквозь поток, направляющийся в сторону области, машина остановилась по сигналу регулировщика. Он подошел к водителю “скорой” и безапелляционно потребовал переставить автомобиль в крайнюю правую полосу, что тот и вынужден был сделать.
Через несколько минут по встречной, свободной от транспорта стороне Тверской со стороны Кремля в гордом одиночестве проследовал кортеж из трех лимузинов во главе с автомобилем ДПС. Только после этого движение было открыто для “простолюдинов”, к которым причислили и “скорую”. В общей сложности благодаря “средневековому” обычаю движение было блокировано более чем на пять минут. А ведь время прибытия “скорой” на дом определено приказом Минздравсоцразвития № 179 “О порядке оказания скорой медицинской помощи” в 20 минут. Если машина не уложилась в этот срок, предписано фиксировать причину. Если причина в том, что “скорая” стояла в пробке – это должно идти в статистику (которой нет). Только что было писать в вышеприведенном случае? Ехали чиновники, по делу?
Кстати, все время ожидания в перекрытии водители дружно жали на клаксоны – так теперь принято приветствовать “феодалов”. Москва буквально набита топовыми чиновниками. Но разве, скажем, полчаса их времени дороже нашего пошатнувшегося здоровья, а то и жизни? Так ли они гениальны и незаменимы? И всегда ли они на службе, когда несутся по блокированным даже для “скорой” улицам? Мы, например, прекрасно знаем, что если государственные лица решат посетить театр, то движение в этом районе будет надолго перекрыто.
Но и добравшись до района вызова через все столичные приключения, медицинская бригада запросто может натолкнуться на другие препятствия – уже со стороны рядовых граждан. На подъездах к домам и во дворах идет настоящая междоусобная война за парковочное пространство поближе к окнам или хотя бы дверям дома автовладельца. Машины ставят где придется, запросто перекрывая доступ “скорой” к подъезду. Недавно наблюдал, как приехавшим медикам пришлось на каталке вывозить больного через весь двор, теряя минуты, сэкономленные по дороге к нему. Как уж тут уложиться в двадцатиминутный регламент…